Снимок, который интернет-пользователи уже окрестили «великим переселением народов», опубликовала на своей странице в Facebook жительница Иркутска Карина Пронина.
- И будто попала в московское метро. Хотя нет, в пекинское, – написала она.
Как выяснилось, люди с чемоданами, изображённые на фото – туристы из Китая. Они идут пешком через пролив между Большой землёй и Ольхоном прямо по замёршему льду. И делают это не ради удовольствия: дело в том, что единственное доступное средство передвижения – судно на воздушной подушке «Хивус» – не справляется с большим количеством путешественников. Официальная же переправа откроется только через несколько дней.
Как передаёт «АС Байкал ТВ», подобные пешие походы по байкальскому льду в неустановленных для этого местах гостей из Поднебесной совершенно не смущают. Все они в основном одеты не по погоде: в меховых наушниках, тонких осенних куртках, юбках, которые больше подходят для летней жары.
Пёстрая толпа иностранцев на берегу замёрзшего пролива выглядит немного странно. На Байкал китайские туристы в основном едут дикарями. Все дороги им давно знакомы: так часто, как в последние годы, в Россию они не путешествовали никогда. Только к суровым морозам привыкнуть все ещё сложно.
- Стараемся надевать на себя побольше одежды. Ради таких красот холода можно и потерпеть. Надо просто побольше двигаться, – рассказал журналистам один из отдыхающих Джо Зи Зи.
До базы отдыха на Ольхоне – два километра по льду. Каждый день сюда приезжает около десяти автобусов с иностранцами. Они признаются: стоять в ожидании на морозе ещё хуже, чем идти пешком. Вера – так девушка из Китая называет себя на наш манер – от местных красот в восторге.
- Лёд очень красивый. Можно увидеть, что там, внизу. Хочу сделать здесь много прекрасных фотографий, – рассказывает она.
Толщина льда – 57 сантиметров. Риск провала невелик, но всё-таки официального пешеходного перехода там пока нет.
- Часто они приезжают без переводчика, в основном дикарями, и не понимают, о чём мы им говорим. Даём листовки, но читать по-русски они тоже не умеют. Так что это бесполезно, – отмечает начальник Сахюртинского поисково-спасательного подразделения МЧС России по Иркутской области Александр Николаев.
Для машин переправу откроют после 10 февраля: нужно провести контрольные замеры льда и подготовить трассу. Сейчас опасные участки огородили специальными лентами. Тем, кто всё же решится отправиться в пеший поход по льду, советуют обезопасить себя заранее и взять нож и верёвку. А ещё лучше – специальные пики, которые так и называются – пики для жизни. Острые на концах, они помогут зацепиться за кромку льда, если человек оказался в воде.
Выкупили земли и построили гостиницы
Что касается туристов из Китая, их поток только набирает обороты. Многие турбазы на Ольхоне уже забронированы на недели вперёд, хотя в другие годы зимний сезон считался мёртвым, отмечает «АС Байкал ТВ».
Местные жители рассказывают: Ольхон стал любимым местом среди путешественников из Поднебесной меньше чем за год. Китайские туроператоры выкупили земли на острове и построили гостиницы, в которые завезли свой персонал, сообщает телерадиокомпания «Звезда».
Некоторые интернет-пользователи высказывают опасения, что «наплыв» туристов окажет негативное влияние на остров. Отметим, экологи забили тревогу из-за «иностранной оккупации» Байкала ещё минувшей осенью. Тогда известный орнитолог и эколог Виталий Рябцев заявил, бизнесмены из Поднебесной покупают турбазы и земельные участки и создают сугубо китайскую туристическую инфраструктуру.
Он предположил, что вскоре туристы из КНР будут проживать на Ольхоне только в китайских гостиницах и обслуживаться только китайским персоналом, включая водителей и гидов.
- А местным жителям останется лишь наблюдать за этим турпотоком со стороны, как и за процессом деградации природы, – заявил Виталий Рябцев.
Учёный даже предложил наложить мораторий на строительство новых турбаз и гостиничных домов на Ольхоне и ограничить возможности иностранцев владеть и заниматься туристическим бизнесом, руководствуясь опытом Таиланда.