Алексей Цыденов
5573

Наговицын и Бурятия устали друг от друга

Утром 7 февраля открыто и официально объявили то, о чем долго догадывались и обсуждали в нашей республике

Рисунок: Валерия Дашиева

Кремль «заставил» добровольно уйти Вячеслава Наговицына с поста главы Бурятии. События последних лет и особенно 2016 года показали, что он уже практически не может управлять.

Все было впервые и вновь

Хотя, оглядываясь на прошедшие с Наговицыным 10 лет, вспоминается не только плохое. В начале его первого срока даже была эйфория от надежд на перемены. Пусть даже это был назначенец от Москвы, но застойное 13-летнее правление Леонида Потапова надоело даже его соратникам. Но очень быстро все поняли, что за небольшим исключением почти ничего не поменялось. Те же лица и те же бесконечные совещания.

К плюсам можно отнести постепенное омоложение министерского кабинета. Сразу провалилась идея с дикоросами, обещание выучить бурятский язык осталось обещанием. Зато сразу прибавил себе зарплату. А это автоматически повлекло баснословно высокие доплаты к элитным пенсиям бывших чиновников. Немного спасло положение, что были тучные годы, и экономический кризис 2008 года прошел малозаметно. Народ в Бурятии терпеливый и списывал все на то, что новый глава все еще присматривается и привыкает к республике. Ожидалось, что на второй срок Вячеслав Наговицын уже пройдет через всенародные выборы. Их как раз вернули к концу первого срока второго президента Бурятии. Так еще называлась главная должность в республике, пока наш парламент не поспешил сменить термин на «главу».

Дважды назначенный

Самое большое разочарование принесло начало второго срока Вячеслава Наговицына. Его переназначил одним из последних указов уходящий с президентства Дмитрий Медведев. В Хурале по этому поводу даже разразился небольшой скандал. Он словно дал толчок целой череде скандалов во втором сроке дважды назначенного главы Бурятии. Миллиарды на празднование 350-летия присоединения Бурятии к России испарялись на глазах, развороченный ипподром так и остался свидетельством воровства тех денег. Добавим к этому скандал с «Раликом» и арест министра сельского хозяйства,  неожиданная помощь из бюджета томским свиноводам, отмена бурятского языка в школах, конфликт в БГУ за место ректора, уход Гершевича со спикеров. Кстати, новый состав избранного в 2013 году Хурала все же вспомнил, что он как парламент  равнозначная ветвь власти в республике. Вопросы министрам от народных избранников звучали все острее и злее. Количество скандалов и провалов неизбежно переросло в «качество», в митинги с плакатами.

Пусть их организаторы преследовали свои цели, но попали на благодатную почву недовольства. Оно совпало с кризисом и ухудшением жизни. Возможно, если бы Наговицын не делал такую сильную ставку на Гершевича, который его дискредитировал, умел нейтрализовать раздражающего  самого главу Чепика, ситуация была бы другой.  Со стороны казалось, что Вячеслав Владимирович слишком передоверялся своему первому заму Иннокентию Егорову. И тот не упускал случая подставить шефа  то ли в силу тяжелого характера, то ли умышленно. Публичные ссоры Егорова  с властями Улан-Удэ  вызвали и противостояние мэрии к Наговицыну. Прошедший 2016 год  и вовсе стал рекордным на скандальные неожиданности. Самое громкое уголовное дело, в котором оказался замешан Наговицын, – непонятная схема с приобретением дорогой казенной мебели.

Пиррова победа

Праймериз и выборы в Госдуму в прошлом году прошли под знаком борьбы с  «заклятым» другом Михаилом Слипенчуком. Но победа над ним оказалась «пирровой». Да еще с киндер-сюрпризом Николаем Будуевым в довесок к Алдару Дамдинову. Оба так и не стали  помощниками по работе в федеральных структурах. Это стало сигналом политической элите – глава и его окружение слабо контролируют ситуацию. Депутаты фактически поставили «двойку» работе правительства за 2011 - 2015 годы, не приняв отчет по социально-экономическому развитию. Просочились цифры о данных социологических опросов, которые показали невысокий рейтинг действующего главы. Последним «гвоздем»  стала шокировавшая «единороссов» откровенность  Наговицына во время его последнего прямого эфира на БГТРК. Сам ведущий «единоросс» он назвал прошедшие праймериз  «конкуренцией кошельков». Простой народ в соцсетях выл от восторга, что глава наконец-то высказал мнение населения. Утром именно этот кусок эфира почему-то пропал с записей прямого эфира, выложенных в интернет. Благодаря современным технологиям ошибку исправили, и откровенность главы Бурятии пошла гулять по интернету. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Кремля, шептались сами однопартийцы Наговицына. Еще бы, он поставил в неловкое положение всех депутатов Госдумы от партии власти. Дамдинов вынужден был оправдываться тем, что потратился только на бензин.

Казалось, что во втором сроке Вячеслав Владимирович, и сам устав от Бурятии, искал теплое место в Москве. А когда не нашел, пришлось идти на третий срок, покупать газеты и долю в телекомпаниях. Оказалось, зря. И на сегодня ситуация в Бурятии почти по Лермонтову: была без радости любовь, разлука будет без печали…

А-ля Трамп

Утром 8 февраля в аэропорту Улан-Удэ должен приземлиться самолет с тем, кого предрекают на должность исполняющего обязанности главы Бурятии. Заместитель министра транспорта России Алексей Цыденов малоизвестен в Бурятии. Как выходец из РЖД – технократ. Не публичен, поэтому сведений о нем в прессе почти нет. Бывшие коллеги по РЖД говорят, что он жесткий управленец. И это будет главным контрастом к мягкому, во вред себе, Наговицыну.

К тому же РЖД из государственной структуры давно превратился в бизнес. А это означает, что работавший в нем Цыденов умеет договариваться и работать на эффективность, а не на показуху.

Ожидается стиль работы а-ля Трамп, когда есть конкретность без лишней воды и сказок. Возможно, что Алексей Цыденов привезет с собой небольшую команду управленцев. Потому что большая новая команда потребует больших расходов. Хотя когда новый хозяин Бурятии узнает, сколько служебных квартир приобрела администрация Наговицына  и сколько стоит гостевой домик, может удивиться.

В ближайшее время вряд ли стоит ожидать кадровых перемен. Скорее всего, пока останется неизменным правительство. Потом, когда присмотрится, возможно, будет менять министров и зампредов. Ключевые фигуры, как известно, это первый зампред и руководитель администрации. Петр Носков, по всей видимости, останутся, чтобы организовать предстоящие выборы. Но захочет ли Алексей Цыденов мириться с наличием серых кардиналов – большой вопрос.

Кто станет сенатором

Кто станет сенатором, еще не известно. Для национального равновесия может назначить бурята, который сможет за этот период бороться с ним в Москве за увеличение финансирования республики. К выдвижению же может  назначить русского, чтобы соблюсти паритет. Слухи о том, что сенатором может стать Наговицын, беспочвенны. По закону сенатора глава выбирает из действующих депутатов Хурала. К тому же в предстоящей избирательной кампании бывший глава как гиря на ноге, понижающая рейтинг.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях