Алексей Цыденов
6770

Как и.о. главы Бурятии зарабатывал репутацию технократа

Алексей Цыденов участвовал в крупнейших проектах и программах развития России

Фото: rzd.ru

Высокие технологии в карьере

В самом конце 2011 года Цыденова назначили руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). А уже через месяц он озвучивает идею о создании электронной системы, позволяющей отслеживать передачу вагонов в аренду операторами (частными компаниями). Одновременно он продвигал упорядочивание схем движения грузовых составов, результатом которого должна была стать экономия в 1 - 2% для операторов и снижение дефицита вагонов в проблемных регионах. Бурятия временами попадала в их число. В июне 2012 года Цыденова назначают замминистра транспорта, а 6 марта 2013-го своим докладом он открывает III международный конгресс «ЭРА-ГЛОНАСС».

Напрямую проекты на железной дороге и высокотехнологичная «ЭРА», конечно, не пересекались. Но переброска Цыденова на новое направление мотивирована, скорее всего, его инициативами в Росжелдоре. «Наверху», надо полагать, их оценили и нашли, что молодой руководитель быстрее вникнет в новые высокотехнологичные проекты. Перевод в замы главы Минтранса состоялся, невзирая на то, что Цыденов не раз выступал с критикой ведомства.

Минтранс, заметим, среди ведомств РФ (за вычетом фискально-силовых) входит в десятку лидеров по объему бюджета на информационные технологии. Специалисты в IT называли именно Цыденова проводником этой сферы в министерстве. Связь с высокими технологиями сопровождала карьеру Цыденова практически до самого назначения врио главы Бурятии.

В ходе работы над той же системой «ЭРА» Цыденов участвовал в оживлении программы «Гонец». Изначально «Гонец» — военная спутниковая система связи, уходящая корнями в 1960-е и кардинально обновленная в 1990-х. К 2012 году программу предполагалось завершить, но Минтранс внес предложение использовать спутники «Гонца» для системы «ЭРА». Соответствующее письмо Цыденов направил вице-премьеру Рогозину, который идею одобрил и взял под свое покровительство. Тем самым программа «Гонец» не только не закрылась, но и были запущены новые спутники.

«ЭРА», в свою очередь, используя орбитальную группировку из 13 спутников, получила доступ к территориям, не охваченным сотовой связью. По расчетам Цыденова, этот симбиоз может проработать еще добрый десяток лет и больше.

«ЭРА» Цыденова

Проект «ЭРА» не следует смешивать с собственно «ГЛОНАСС». «ЭРА» только использует спутники «ГЛОНАСС» (как и спутники других систем, в т.ч. GPS). «ЭРА» — «система экстренного реагирования при авариях (на дорогах)», позволяющая автоматизировать вызов «скорой» и ГИБДД – российский аналог японской ECALL и европейской eCall.

«ЭРА» придумана намного раньше переброски Цыденова на этот амбициозный план. Но с его приходом, по крайней мере, медийное освещение дела возросло на порядок. В октябре 2013 года систему продемонстрировали Дмитрию Медведеву на форуме «Открытые инновации». В этот момент Цыденов взял на себя смелость заявить о настолько высоком уровне готовности системы «ЭРА», что российский проект опередит европейский eCall и будет представлен уже в декабре.

Заявление сразу вызвало недоверчивую реакцию СМИ и спровоцировало ретроспективные забеги в историю неслабых межведомственных и коммерческих конфликтов, сотрясавших проект «ЭРА» до прихода Цыденова.

- Мы четко укладываемся в сроки и в бюджет проекта, — говорил Алексей Цыденов.

Ему мало кто верил, но в декабре «ЭРА» действительно была представлена. Сам Цыденов настойчиво пропагандировал восприятие системы «ЭРА» как инструмента, который потенциально способен осуществлять множество функций, таких как охрана и поиск, дистанционная диагностика и управление автомобилем, «умное страхование» и т. д. По его высказываниям можно понять, что «ЭРА» занимала весьма серьезное место в его работе.

«Платон» нам не друг, но…

В соцсетях поспешили связать Алексея Цыденова с непопулярной системой «Платон». Тем не менее, даже недоброжелатели не рискуют возложить на него авторство или разработку концепции взимания платы с дальнобойщиков. С Цыденовым связывается совершенно другой проект, лишь отдаленно похожий на «Платон». Идея сбора с поездов и автомобилей на пограничных пунктах пропуска действительно чаще всего звучала вместе с фамилией тогдашнего заместителя главы Минтранса. Этот проект и путают с «Платоном». Но так ли он страшен, как пресловутый «Платон»?

Суть идеи в том, чтобы взимать определенную сумму с тонны груза и единицы автотранспорта в зависимости от его категории. Собранные средства предполагается направить на реконструкцию и обустройство пунктов пропуска, каковых в стране 314, и лишь менее 20% из них, по оценке Алексея Цыденова, соответствует требованиям.

Интересное заключается в том, что фактически что-то вроде сбора уже давно действует на железной дороге. Но это скрыто в самой стоимости железнодорожных перевозок. Протестов против этого замаскированного процента ранее не наблюдалось. И если планируемый новый сбор будет введен параллельно с понижением стоимости перевозки, бизнес и тем более «физлица», то есть простые граждане, могут принять условия. Ускорение и удобство процедуры пропуска через границу стоят некоторых разумных денег. Этот проект на осень 2016 года был в стадии осторожного обсуждения в прессе и позиционировался как неблизкий к реализации.

Коридоры Азии и коридоры власти

Среди транспортных проектов, с которыми доводилось работать Цыденову, можно упомянуть Евразийский сухопутный мост (Новый шелковый путь), “Восточный полигон”, “Приморье”, а также массу более скромных проектов транспортных коридоров. В их числе – маршруты с включением территорий Монголии и Китая. Не все из них в итоге заработали, какие-то начали функционировать по другим схемам, чем предполагалось изначально. В августе 2016 года специальным автопробегом протестировали маршрут Тяньцзинь — Улан-Батор — Улан-Удэ. Но это лишь один из множества рассматриваемых в разное время вариантов. Количество проектов и идей автомобильных, железнодорожных и морских перевозок через российский Дальний Восток, Забайкалье и Бурятию вообще сложно охватить, настолько их много.

Как замглавы Минтранса Алексей Цыденов состоял в правлении УБЖД (Монголия) и участвовал в совместных с Китаем проектах. Его владение темой видно по участию в международных конференциях. На одной из них он сразу поправил китайского докладчика, поражавшегося тому, что на 4 тыс. км общей границы РФ и КНР имеют всего один железнодорожный пункт пропуска. Цыденов по памяти назвал три действующих пункта и один строящийся, не запнувшись об китайские названия станций.

С активностью в этом секторе Минтранса и лично Цыденова надо связывать появление в региональной прессе прогнозов выдвижения молодого чиновника на пост губернатора Хабаровского края. Краевые СМИ делали как осторожные предположения, так и ссылки на «инсайдерскую» информацию из самых глубин коридоров власти. Путин, как видим, распорядился иначе.

«Гипертранспорт»

С Дальним Востоком, а именно с портами Приморья, связан один из самых громких проектов, которые когда-либо сваливались на Цыденова с «самого верха». Речь о проекте Hyperloop. Это замысел американского миллиардера Илона Маска, известного по брендам PayPal, SpaceX и Tesla Motors.

Идея оценивается рядом экспертов как перспективная и даже осуществимая в ближайшее десятилетие. Суть ее - в использовании фор-вакуума и воздушной  подушки для движения пассажирской капсулы внутри стальной трубы. В дальнейшем другие разработчики вместо воздушной подушки предложили магнитную, а также добавили проект грузовых транспортировок.

Россия – единственная страна, в которой интерес к идее проявлен на президентском уровне. Одновременно в России же Hyperloop подвергается и самой ожесточенной критике. Скептики находят нереалистичной как саму идею, так и конкретные планы ее реализации в нашей стране, усматривая в них попытку компании Hyperloop One (к которой Маск не имеет отношения) «развести» Россию на миллиарды.

Между тем высокие чины особо подчеркивают, что Россия пока не вкладывала бюджетных миллионов в проекты круга Hyperloop. Однако Российский фонд прямых инвестиций дважды вкладывался в Hyperloop One, правда, суммы вложений остались неизвестными.

Фактически же информационная волна, которую созидают в верхах, нацелена скорее, наоборот, на привлечение внешних инвестиций под проект. А проект, помимо ветки Hyperloop, включает в себя массу мероприятий, которые необходимо сделать до запуска гипертранспорта. Дело в том, что для пилотной ветки выбран маршрут от китайского города Хунчун до приморского порта Зарубино.

Бывший заурядным рыбацким поселком Зарубино стал упоминаться в правительственных планах еще в 90-е, когда возникла идея превратить его в крупный порт. С той поры идея неоднократно успела захиреть и вновь расцвести, но полностью отказываться от нее не собирались. Понятно, что ветка Hyperloop к Зарубино просто не нужна без завершения обустройства порта. А на это требуются инвестиции. Для инвестиций нужен пиар. Шум вокруг футуристической дороги заставил говорить о крохотной точке на карте во всем мире. Настоящую сенсацию породили высказывания главы Минтранса и самого российского президента об интересе к проекту. Мало того, министр заявлял даже о разработке собственного аналога Hyperloop, у которого будто бы два года как есть опытный образец.

По факту же малая длина пилотной ветки в 65 км навевает раздумья о том, насколько нужны на ней колоссальные скорости Hyperloop. В дальневосточном варианте скорость предполагается почти вдвое меньше. Расчетные планы вызывают вопрос, будет ли там использоваться дорогостоящая технология магнитной подушки. Предназначение ветки в основном для транспортировки зерна наталкивает на мысль, что «российский аналог» будет заметно отличаться от замысла Маска и последующих разработок. Вполне может оказаться так, что в Приморье будет реализован проект, больше напоминающий некий инновационный продуктопровод, нежели Hyperloop с картин западных футуристов.

Бурятия ждет

Мы рассмотрели только незначительную часть деятельности Алексея Цыденова в федеральных структурах управления транспортом. Эта часть демонстрирует образ молодого технократа, на которого постоянно возлагались задачи по реализации наиболее высокотехнологичных и инновационных проектов.

Не каждый проект, к которому он имел отношение, нашел понимание в народе. И все-таки многие из них могли бы принести ему громкую известность, если бы он уделял чуть больше времени общению со СМИ. К примеру, даже косвенное участие в проекте отработки беспилотного автомобильного трафика могло бы привлечь к нему внимание как минимум региональной прессы.

Не каждый проект успел дойти до реализации и зримого положительного результата. Но признаем, что легкими эти проекты не являлись. Hyperloop даже доброжелательными экспертами относится к разряду венчурных, т.е. рискованных. При этом в прессе в связи с ним Цыденов упоминался в основном просто как глава рабочей группы, да и эту обязанность на него возложили только 20 декабря 2016. Основные заявления по проекту были сделаны другими людьми.

Бурятия – по естественным причинам территория потенциальных и уже действующих транспортных коридоров для регионов РФ, Монголии и Китая – имеет массу своих предложений к новому врио главы республики. Уже поставлены и начали решаться вопросы о внутриреспубликанских пассажирских перевозках.

На очереди – вопросы МАПП «Кяхта», ЖДПП «Наушки», пункта пропуска «Монды». На МАПП «Кяхта» грузовой и легковой автомобильный трафик превышает проектную норму. В сутки там проходит в среднем 161 грузовик и 590 легковых автомобилей при норме 150 и 320 соответственно. Такие цифры дает и.о. начальника Бурятской таможни Наталья Белова. В Наушках, где таможенники признаны лучшими в Сибири, пункт пока не имеет оборудования для приема морских контейнеров.

Улан-Удэ нуждается в реформировании общественного транспорта, новых мостах и автомобильных проездах под Транссибом. Жители столицы мечтают кто про мост через Селенгу, кто про третий мост через Уду. В самых смелых мечтах – объездная дорога для грузовиков.

В Бурятии есть куда приложить силы молодому технократу. Бурятия ждет внимания и перемен.

Автор: Дамдин Шулунов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях