С тех пор, как Вячеслав Наговицын заявил о своей отставке, минуло десять дней. Его «преемником» стал бывший замминистра транспорта России Алексей Цыденов. Руководить республикой с приставкой и. о. он будет вплоть до сентябрьских выборов.
По поводу ухода Наговицына высказались многие политологи. Часть из них заявили, что экс-глава не получил поддержку со стороны Кремля и потому написал заявление «по собственному». Эксперты сходятся во мнении, что внезапная смена власти изменила расклад политических сил в республике, «спутав карты» оппозиции.
Алексея Цыденова кто-то из специалистов характеризует как «молодого технократа», а кто-то – как «кота в мешке». О том, с чем может столкнуться «временный» глава, информационному агентству «Федерал Пресс» рассказал директор консалтингового агентства «NPR Group» Дмитрий Фетисов.
- Помимо непростого социально-экономического положения, ему придётся встретить сопротивление местных элит. Из качеств Цыденова, которые работают на него, можно отметить наличие большого опыта административной деятельности, связей в бизнес-среде и федеральных кругах, – говорит Фетисов.
Однако у него нет опыта публичной политики, что может сказаться на ходе избирательной кампании, считает эксперт.
- Поэтому ему необходимо в кратчайшие сроки заработать в регионе не только узнаваемость, но и политический рейтинг. Судя по первым шагам Алексея Цыденова, он сам это прекрасно понимает и очень стремительно погрузился в работу. Отсюда и быстрые по времени кадровые перестановки с целью сформировать новую команду, и постоянные информационные поводы с его участием, – подчёркивает директор «NPR Group».
Давать оценку деятельности Алексея Цыденова в Бурятии пока рано, отмечает Дмитрий Фетисов: это станет возможным не раньше, чем через месяц после начала его работы в регионе.
Первые шаги
Отметим, спустя несколько дней после своего назначения «временный» глава дал большое интервью федеральному телеканалу «Россия 24» и рассказал, чем займётся в Бурятии в первую очередь. Он также провёл ряд встреч в Москве, в том числе – с руководством силовых ведомств и президентом «РЖД» Олегом Белозёровым, который пообещал помочь республике с электричками и туризмом.
По возвращении в Бурятию Алексей Цыденов первым делом посетил Иволгинский дацан. Глава Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо лама Дамба Аюшеев показал гостю галерею искусств народов Азии, литейную мастерскую «Эрхим Дархан» и кожевенный цех. В минувший вторник, 14 февраля, Цыденов провёл первое планёрное совещание с правительством Бурятии и пообщался с митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским Савватием: попросил у него благословения на «тяжёлое и ответственное дело» – руководство республикой.
Кроме того, врио главы взял под личный контроль вопрос авиаперевозок на север Бурятии. На днях он обсудил с начальником Восточно-Сибирской железной дороги Василием Фроловым вопросы транспорта, которые волнуют жителей республики. На встрече было принято решение о запуске электрички «Улан-Удэ - Петровский завод». График уже вписывают в маршрут, пригородный поезд запустят в мае. Кроме того, Алексей Цыденов попросил ВСЖД ускорить реконструкцию вокзала в бурятской столице и решить вопрос с покупкой томографа для больницы на станции «Северобайкальск».
Региональные мэтры и связи в Москве
Напомним, за десять дней свои посты покинули главы пяти российских регионов. Одна из главных причин отставок – неумение губернаторов выстроить отношения с местной элитой, сообщает информагентство «Ura.ru». На этом «сгорели» бывшие руководители Бурятии, Пермского края, Новгородской и Рязанской областей.
- Задача губернатора – обеспечить защищённые от коррупции каналы коммуникаций с группами влияния, но ни в коем случае не позволять им быть разработчиками управленческих решений. Обычно такая стратегия вызывает конфликты. Чтобы их избегать, губернаторы на местах должны «танцевать» с местными олигархами или представителями криминальных групп, – отметил собеседник издания.
По его мнению, наказывать губернаторов по этому критерию очень вредно.
- Мир с элитой – это вариант Гайзера или Хорошавина (оба находятся под следствием, подозреваемые в получении незаконных доходов. – прим. ред), – рассказал источник.
Политтехнолог Андрей Колядин предупреждает: молодым технократам будет непросто.
- Во-первых, молодости свойственны самоуверенность и радикализм. А эти качества – плохое подспорье для компромиссов, из которых состоит выстраивание отношений с элитой. Во-вторых, они ещё не набрали влияния сами, им придётся общаться с региональными мэтрами, за спиной которых стоят миллионы долларов и парочка «съеденных» в прежних битвах губернаторов, – считает Колядин.
Его коллега Дмитрий Гусев предупреждает: новые назначенцы всё равно останутся «людьми со стороны».
- Они воспринимаются как «варяги» в том смысле, что не прошли путь вместе со всеми местными чиновниками и политиками, – пояснил изданию эксперт.
А вот директор центра политологических исследований финансового университета при правительстве России Павел Салин уверен: многое зависит от лоббистского потенциала «временных» руководителей.
- Федеральный центр перекладывает всё больше социальных обязанностей и функций на регионы, а денег на системном уровне нет. Поэтому важно, насколько ресурсоёмок губернатор-технократ и сможет ли он благодаря своим личным связям в Москве привлечь деньги в регион, – подчёркивает Салин.
По словам эксперта, в этом отношении сильные позиции у Алексея Цыденова как представителя группы бизнесменов – Геннадия Тимченко и братьев Ротенбергов.