Напомним, в конце января в Москве состоялось заседание Общественного совета при Минприроды России. На нём экологи и чиновники обсудили меры по спасению Байкала. Затронули и вопрос строительства новых очистных сооружений в Улан-Удэ.
Выяснилось, что реализация проекта вновь откладывается: город затянул с проектно-сметной документацией, а потому деньги эти цели улан-удэнские власти получат в лучшем случае в 2018 году, а не в 2017-м, как обещали в мэрии ранее.
- Мы ставили перед субъектами вопрос о том, что если они не определятся со своими приоритетами с точки зрения проектирования, мы ничего не сделаем. В этом году, по сути, будет финансироваться полтора объекта – очистные города Иркутска и переходящие объекты 2016 года. Всё, – отметил в своём выступлении директор департамента экономики и финансов Минприроды России Сергей Бубенов. – Забайкальский край не получает ни рубля: у них нет подготовленной проектной документации. То же самое с Бурятией и Иркутской областью. Это проблема субъектов, никто за них её не решит. К сожалению, в 2017 году поезд ушёл.
Он подчеркнул: Бурятия признала свою ошибку. Республиканские власти пообещали поддержать город рублём
- Они сказали, что рассчитывали на муниципалов, но они не нашли в бюджете деньги, – пояснил федеральный чиновник.
Присутствовавший на заседании глава департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды Дмитрий Кириллов предложил выделить бурятской столице 33 миллиона уже в этом году.
- Хотел отдельно затронуть тему очистных сооружений в Улан-Удэ. Я уже не на одном совещании слышал мольбы и просьбы, что их надо срочно построить. Давайте выделим 33 миллиона рублей. Мы же понимаем, что цена вопроса – восемь миллиардов и что Улан-Удэ – крупный город. Вообще, «Водоканал» собираются развивать в соответствии с законом о водоснабжении и водоотведении. У него есть программа, какие-то концессии, – подчеркнул Кириллов.
«Уникальный проект»
Минувшим летом в ходе проверки сотрудники Росприроднадзора по Бурятии выявили, что «Водоканал» сбрасывал отходы в Селенгу, даже не имея на то разрешительных документов. А вместе с неочищенными стоками в реку сливались химические вещества и микроорганизмы. Установленные нормативы на допустимые сбросы при этом не соблюдались. Да и качество воды оставляло желать лучшего: в районе левобережных очистных сооружений оно не соответствовало требованиям по шести, а в районе правобережных – по двум показателям. Тем не менее, за все эти нарушения коммунальщики отделались штрафом в 110 тысяч рублей.
Спустя несколько месяцев проблема вышла на федеральный уровень. В эфире телеканала ОТР сотрудники «Водоканала» подтвердили: оборудование на станции не меняли больше сорока лет. Обеззараживание воды перед сбросом в Селенгу не проводилось уже давно. Раньше для этого здесь использовали хлор, но современные нормативы его запрещают, а на покупку ультрафиолетовой установки у муниципального предприятия просто нет средств.
Грязная вода не только разносит неприятный запах по окрестностям: неочищенные стоки текут из города прямо в Байкал, убивая его флору и фауну. Природоохранная прокуратура не раз выписывала штрафы руководству «Водоканала». И только после того, как ведомство обратилось в суд, собственник очистной станции – мэрия Улан-Удэ – приступила к разработке проекта на реконструкцию правобережных очистных сооружений.
Во исполнение судебного решения Минстрой Бурятии подал заявку на вступление в государственную программу по охране Байкала. Отмечалось, что из федерального бюджета на капитальную реконструкцию очистных направят более двух с половиной миллиардов рублей.
- Это один из самых передовых неплохих проектов по стране. Он уникальный хотя бы потому, что у нас требования жёсткие. В других городах, где таких требований нет, строят простые очистные, – отметил в интервью ОТР председатель комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ Константин Мошковский.
«Готовы принять»
Федеральная целевая программа, в рамках которой планируется заменить очистные, будет действовать ещё четыре года. И хотя, по мнению городских властей, на эти цели потребуется два с лишним миллиарда, по другим оценкам, проект обойдётся ни много ни мало в 8 миллиардов рублей.
Этот вопрос обсуждался в Иркутске накануне на выездном заседании по реализации проекта «Байкал: великое озеро великой страны», который, по сути, призван заменить все прежние программы по защите «жемчужины Сибири». Участие в мероприятии принял «временный» глава Бурятии Алексей Цыденов. В своём выступлении он отметил: состояние Байкала ухудшается, в первую очередь – из-за состояния Селенги, в которую попадают фактически неочищенные стоки.
- Документы по очистным сооружениям Улан-Удэ готовы, мы готовы принять 2,6 миллиарда рублей, – цитирует Цыденова ИА «Альтаир».
Присутствовавший на заседании замминистра природных ресурсов и экологии России Сергей Ястребов отреагировал на его слова скептически: говорить власти республики могут что угодно, а вот смогут ли они освоить эти средства и не превратится ли объект в очередной долгострой?
Алексей Цыденов продолжал перечислять проблемы, с которыми сталкивается Бурятия. Сегодня Байкал «атакует» спирогира. Отмирающая водоросль загрязняет пляжи, а потому дикие туристы перемещаются в новые места и оставляют там мусор. Ещё один наболевший вопрос – лесные и торфяные пожары.
В Бурятии впервые разработаны два проекта по утилизации отходов лесопиления на общую сумму около 8 миллиардов рублей. Кроме того, проводится модернизации Селенгинского ЦКК – это позволит снизить вредные выбросы в атмосферу.
Алексей Цыденов затронул и вопрос развития туризма. По его мнению, у республики есть для этого большие преимущества. Но чтобы поток отдыхающих увеличивался, потребуются дополнительные усилия и большие инвестиции.
- Я не говорю, что это будут бюджетные средства, но предлагаю включить наши предложения в проект развития Байкальской территории в целом, – подчеркнул врио главы Бурятии.
«Баланс интересов»
Сергей Ястребов в своём выступлении призвал власти Иркутской области и Бурятии объединить усилия для сохранения священного озера и одновременно – для развития туризма. По его оценке, в 2016 году регионы потеряли 3 миллиарда рублей, которые должны были принести пользу Байкалу в рамках федеральной программы по его охране. Замминистра предупредил: если власти Прибайкалья не спохватятся и не возьмутся за работу, засучив рукава, в 2017 году они могут лишиться уже 5 миллиардов.
- Необходимо соблюсти баланс интересов бизнеса, коренных жителей и гостей этого прекрасного озера, – заявил Ястребов.
Заместитель директора департамента экономики и финансов правительства России Антон Григоров предложил Бурятии и Приангарью «задуматься» над межрегиональной кооперацией. По его словам, положительных результатов можно будет добиться только совместными усилиями. Регионам необходимо начать с разработки комплексных транспортных маршрутов, развития аэропортов, дорог и сети гостиниц.
- Все сразу спросят: «Где деньги?». Надо подумать о привлечении внебюджетных источников, иностранных инвестиций, в том числе – для строительства очистных. Есть Азиатский банк развития. Он готов вкладывать в проекты по 300 миллионов рублей. Есть банки, которые инвестируют в строительство малых ГЭС в Карелии. Надо смотреть, искать, особенно это важно для Бурятии – чтобы отчасти решить проблему тарифов. Надо не вести полемику, как уравнять их с Иркутской областью, а искать способы, как снизить стоимость перетоков – сегодня она превышает 63 % в тарифе. Нужно развивать альтернативную энергетику, – пояснил Григоров.
Больше туристов, хороших и разных
Иркутская область разработала гораздо более подробный документ, нежели соседи, и обозначила 17 приоритетов и около 130 мероприятий по спасению Байкала. В частности, правительство региона предлагает перевести все котельные в Центральной экологической зоне с угля на электричество и одновременно – ввести льготные тарифы для населения и бизнеса этой территории.
Сергей Ястребов согласился, что это предложение можно рассматривать как один из вариантов. Но от регионов потребуется софинансирование проекта, хотя бы на уровне 30 % от его стоимости.
Антон Григоров потребовал от субъектов определиться с приоритетами, ведь некоторые проекты можно реализовать на одной из территорий. Федеральное правительство будет требовать от губернатора и врио главы только одного: несите готовую проектную документацию – получите деньги, отмечает ИА «Альтаир».
- Мне кажется, приоритетом в любом случае должен быть Байкал, – подчеркнул губернатор Иркутской области Сергей Левченко. – Есть накопленные проблемы, и что бы мы ни говорили, в первую очередь нужно заниматься Байкальском. Когда подписывали меморандум с китайскими инвесторами – а они обещали 11 миллиардов долларов, было сказано: первое – экология, второе – инфраструктура, третье – бизнес. Они согласились, что власти региона имеют право диктовать условия.
Решать проблемы Байкала Бурятия и Приангарье будут совместно.
- У нас нет другого варианта реализации федеральной программы охраны озера кроме одного – вести параллельно все процедуры в Иркутской области и Бурятии, – заявил Левченко. – Чтобы это сделать, нам нужно убрать конкурс и на основе государственно-частного партнёрства реализовать проекты, которые уже отработаны. Только на конкурсах мы каждый раз сэкономим месяц-полтора. В ином случае по твёрдым коммунальным отходам, например, нам предлагают только работу в крупных городах, а малыми населёнными пунктами, территорией вокруг Байкала никто заниматься не хочет. Совместить стремление к прибыли и решение экологических вопросов очень трудно.
Отметим, в минувшую пятницу и. о. главы Бурятии устроил разнос чиновникам, которые недоработали проект «Байкал: великое озеро великой страны». Он даже попросил удалиться журналистов, отметив, что совещание рабочее и перед его участниками стоит задача сделать правильную программу.
- В ней четыре раздела: «Сохранение водной среды и биоразнообразия», «Модернизация системы жизнеобеспечения и ликвидация накопленного ущерба», «Бизнес-среда и инфраструктура» и «Туризм: используя потенциал, сохраняем природу». Есть и специальные проекты. Основных направления четыре, а у нас в республике подготовлено только одно. Три забыли. Готово одно Минприроды, но Минприроды делало только за себя, а остальных не подключало. Времени не осталось совсем, поэтому надо сейчас бегом доделывать, – заявил Цыденов.