Планы по сокращению ведомств в правительстве РБ озвучивались еще в феврале 2015 года. Тогда в рамках призыва Вячеслава Наговицына к сокращению расходов на 15% Минфин выдвинул проект слияния Минпрома с Минприроды, а Минтранса с Минстроем. Обсуждалась также возможность объединения Минэкономики с Минимущества. Кроме того, были предложения о слиянии и переподчинении отдельных подведомственных структур.
Но в итоге все эти министерства остались на месте. Зато возникло Министерство спорта и молодежной политики. Для этого из Минобразования выделили комитет по молодежной политике, слили его с агентством по физкультуре и спорту, получив на выходе еще одно ведомство с министром во главе. В нашей республике с древними спортивными традициями такое министерство, безусловно, нужно.
Министерство того, чего нет
Другой вопрос — Министерство промышленности, возрожденное на фоне закрытия и банкротства промышленных предприятий. Заводы-гиганты советского еще производства давно подчиняются федеральным министерствам и почти не зависят от республиканских властей. Например, авиазавод или приборостроительное объединение. Поэтому когда новым министром промышленности Наговицын назначил новосибирца Мишенина, журналисты ехидничали, что рулить ему из промышленности практически нечем. Само его ведомство СМИ окрестили министерством того, чего нет. Поскольку торговые крупные компании то и дело норовят сменить прописку, чтобы найти налоговые льготы.
В итоге сокращению и переподчинению подверглись лишь отдельные подведомственные организации. В Минэкономики ушло агентство занятости, а в Минприроды — республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира. Агентство по туризму преобразовали в комитет и включили его в Минэкономики. Управление по делам архивов из самостоятельной единицы превратилось в подразделение Минкультуры.
Связующие звенья
В структуре бурятского правительства особое место занимают связи между ведомствами и зампредами. На правительственном сайте они прямо не обозначены, но в основном очевидны. В нитках этих связей бросается в глаза ситуация с зампредом по агрокомплексу и развитию сельских территорий Чириповым. «Под ним» всего одно министерство, которое он же и возглавляет. Получается курьезная ситуация, в которой зампред сам себя курирует как министра.
В кулуарах эту «одинокость» Чирипова объясняют непростыми взаимоотношениями Александра Чепика с другими членами правительства и даже с самим бывшим главой. К тому же именно под ведением Чепика разразились скандалы в сельском хозяйстве. Самые громкие из них — «Ралик» и арест министра Манзанова. Одним словом, убрать Чепика из власти не смогли, убрали от него сельское хозяйство.
Эта долгая история в кратком изложении может быть передана так. Чепик не простой «варяг», а является креатурой даже не Наговицына, а Кремля. Избавиться от него не мог сам глава республики, поэтому для вывода важной аграрной сферы из-под влияния Чепика пришлось создать должность зампреда, которую и отдали Чирипову.
Ведомство «кардинала»
Самую изощренную замысловатость имеет структура администрации главы и правительства. АГиП часто рассматривают отдельно от правительства, и напрасно. В Бурятии это мощный и влиятельный орган. Он формирует внутреннюю политику и активно влияет почти на все остальное. Исторически так сложилось, что бурятская АГиП представляет собой нечто вроде обкома КПСС, который формально был партийным органом, а на деле определял всё, в том числе экономику.
Главное отличие современной АГиП от обкома в том, что большинство ее подразделений должны заниматься бюрократическими процедурами внутри правительства либо взаимодействовать с федералами (силовиками прежде всего).
Однако по факту оставшаяся меньшая часть АГиП, несмотря на свою малочисленность, старается иметь отношение едва ли не ко всему. Либо через кадровую политику, либо через работу со СМИ. Не зря руководителя администрации главы и правительства Петра Носкова в ранге зампреда полушутливо называют «серым кардиналом».
Как у других
Сложное легче понять в сравнении. Так и запутанную структуру государственной власти Бурятии можно попытаться сравнить с чиновничьей иерархией, например, Калужской области. Этот субъект Федерации имеет население в миллион с небольшим, компактную территорию, зато широко известен своими успехами в привлечении инвестиций. Область — лидер в ЦФО и даже в РФ во многих сферах — от поддержки малого и среднего предпринимательства до объемов промышленного производства на душу населения.
В Калужской области у губернатора шесть замов, один из которых является руководителем администрации, как и в Бурятии. Далее идут 14 министров, возглавляющих ведомства, среди которых можно отметить не имеющие аналогов в Бурятии Министерство конкурентной политики и Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций. Лесное хозяйство в Калужской области имеет собственное министерство. В то время как отдельного Министерства промышленности нет, как и Министерства имущественных и земельных отношений. Культура и туризм в области объединены в одном министерстве.
Для всех администраций в субъектах РФ функции обеспечения работы правительства, спецсвязи, координации с силовиками и другими федералами являются обязательными.
Как видим, в Бурятии к этому всему АГиП взвалила на себя нелегкую ношу межнациональных отношений, «территориальное развитие», охрану культурного наследия и «финансово-экономическое планирование». В названиях трех комитетов заметно дублирование с функционалом министерств и ведомств.
Два упомянутых уникальных министерства Калужской области как раз выполняют некоторые функции, в Бурятии отнесенные к АГиП. В целом в Калуге в отличие от Бурятии нет такого дублирования и даже бросающегося в глаза пересечения функций АГиП с министерствами. Кроме того, видна расстановка приоритетов на примере лесного хозяйства. Отсутствие же в Калуге Минпрома и Минимущества особо не удивляет, поскольку идею совместить эти ведомства с другими высказывали и в Бурятии.
Объединение ведомств не является ноу-хау одной Калужской области, в конце 1990-х демократическая коалиция, пришедшая к власти в Монголии, произвела глобальное сокращение штатов в правительстве. В том числе тогда были объединены в одном министерстве такие сферы, как туризм и инфраструктура.
Менее громоздкая структура правительства способна выдавать более высокие результаты, как показывает опыт Калужской области и других успешных регионов.
Перестроится ли наше правительство? Появятся ли новые лица? И каких перемен нам ждать, покажет время.