Скульптурные композиции и необычные предметы ювелирного искусства Даши Намдакова представляет галерея JART с 22 февраля по 9 апреля в рамках персонального выставочного проекта «Даши Намдаков. Погружение. Десять лет вместе».
Экспозицию составляют 50 скульптур и 50 ювелирных украшений, а также графические работы. Искусство Даши Намдакова, давно признанное во всем мире и в нашей стране, представляет удивительное сочетание, гармоничный сплав этнических традиций в искусстве с элементами культуры древнего шаманизма, буддистских изобразительных канонов в своеобразной интерпретации и богатейшего наследия западного искусства.
Феномен Даши как художника в том, что он сохраняет национальные традиции, но представляет их в совершенно новом, авангардистском стиле.
Внештатному журналисту "ИП" удалось попасть на пресс-конференцию с Даши Бальжановичем в Москве и задать пару вопросов.
- Поздравляю вас с наступающим праздником Белого месяца, где вы планируете его отпраздновать?
- Сагаалган - это семейный праздник, для друзей и родных. Обычно он у нас совпадает с Китайским Новым годом, но в этом году у нас разница в месяц. Я вылетаю завтра на остров Ольхон, затем в Бурятию. А потом поеду на свою малую Родину в Забайкальский край. Это для меня обычный режим.
- На сегодняшний день вы являетесь "человеком мира". Ваши выставки проходят по всему свету, мастерская находится в Италии, а проживаете вы в Англии, почему Англия?
- До Англии 5 лет я жил и работал в Италии. Там была у меня мастерская, потом меня позвали галеристы и люди, которые занимаются выставками, в Лондон. И я уже третий год там, и не знаю сколько это продлится. Но я этому отношусь как к эксперименту, хочется многое в жизни попробовать, узнать. Сейчас были каникулы у детей, и мы поехали кататься на лыжах в Альпы, Австрию. Там очень ярко светит солнце, после Лондона мне казалось, что я вышел из подземелья. То же самое бывает когда я прилетаю на Родину, на Байкал. Я "кочую" со своей командой по миру и хочу больше поездить со своими скульптурами по миру пока возраст позволяет. И убежден, что когда-нибудь вернусь на Родину.
- Мы слышали, что вы сейчас трудитесь и над кинопроектом.
- Да, Мы сейчас готовим проект с Мирошниченко Сергеем Валентиновичем. (режиссером-документалистом, лауреатом двух Государственных премий Российской Федерации - прим.авт.).
- Почему вы выбрали металл бронзу для работы?
- Люблю металлы лить. Я работал с деревом и из кости вырезал. Камни, дерево, бивни. Когда ты работаешь со стволом дерева, ты ограничиваешь себя. А в металле можешь отразить все свои фантазии. А когда ты работаешь в других частях света, происходит некая «женитьба» тебя самого и воздуха местности. В результате чего работа "перемалывается" и меняется пластика. У меня есть работа «Он и Она» - эскиз написал в небоскребе в гостинице в Нью-Йорке. Они вертикальные, вытянутые. Ради этого можно путешествовать. Когда ты путешествуешь и много видишь, знакомишься с культурой стран, то это отражается в моих работах.
- Как можно к Вам попасть в ученики?
- Чтобы стать учителем, нужно что-то уметь, а еще в процессе, сам учусь. Учитель -это отдельная история, с этим надо родиться. У меня есть ребята-выпускники Красноярского художественного института. Они помогают в больших проектах. В команде 12 человек и среди них есть талантливые, профессиональные ребята из Бурятии и Забайкальского края.
- Кто является спонсором ваших проектов?
- Я много лет сотрудничаю с компанией "Росатом". Мы сейчас планируем большую выставку в Японии. Сотрудничаю и с компанией "Аэрофлот".
- Вас очень много коллекционируют, как решается вопрос фальсификации?
- Этим занимаются специальные люди. Это происходит параллельно мне. Мои работы имеют мой штамп итальянских литейных мастерских, который невозможно подделать.
Спасибо за интервью!
Слово гостям выставки
"Я называю его бурятским Сальвадоромм Дали"
Андрей Житинкин, театральный режиссер:
- У меня есть его работы Даши Намдакова. Моя супруга большая поклонница его творчества. Даши обладает уникальной энциклопедической образованностью, к тому же работает собственная фантазия. Я его называю бурятским Сальвадором Дали. Он, мне кажется, немного недооценен. Он скромно говорит, что не хочет ставить большие монументы. Но наоборот - нужно их ставить во всех крупных городах, потому что графические работы его остаются в личных коллекциях у президентов, крупных режиссеров, актеров и т. д. Но это не видит народ. Когда он выставлялся в Эрмитаже, это было красиво. По нашим кинематографическим меркам он еще молодой, у него большие перспективы, он очень здоровый и живой. Его работы очень светлы и радостны. Мне кажется Сергею Бодрову было очень легко с ним, они сошлись бы на ментальном уровне. Режиссеру очень легко, когда рядом такой художник, открыт миру и мир его знает. Мне приятно, что когда бываю в гостях у разных людей, то вижу в их домах работы Даши.
Александр Корытов, директор галереи JART:
- 10 лет сотрудничества с Даши Намдаковым прошли очень плодотворно. Даши является нашим любимым автором. Самая сильная обратная связь происходит от его работ. И, собственно, это магия на которой строится то, что он является представителем рода дарханов. И это история связана тем что произведения дарханов в бурятских семьях даже выполняли функцию оберегов. Это большое духовное значение, и люди не могут пройти мимо. При этом духовный мир Даши очень тесно связан с глубинной психологией людей любых национальностей и верований. Сегодня выставлены его новые работы, акрил, фарфор.
Мы также работаем с другими талантами из Бурятии. С Жигжитом Баясхалановым - автором изумительных ножей, это большие находки для крупных коллекционеров, его работы уникальны. Также выставлены работы потрясающего художника Зорикто Доржиева. Спасибо большое бурятской земле за талантливых авторов.