С просьбой поддержать эту идею патриарх Кирилл обратился к представителям традиционных религиозных конфессий страны – иудаизма, ислама и буддизма – на заседании межрелигиозного совета России 21 февраля.
- Мы должны настаивать на том, что с религиозной точки зрения аборт является видом убийства, и мы можем направлять все усилия на то, чтобы всемерно ограничить эту практику, в том числе – через отказ совершения абортов за счёт налогоплательщиков, – заявил он.
По его главы РПЦ, наибольшую трудность составит юридическая сторона вопроса, сообщает сайт «Давыдов. Индекс».
Напомним, в конце сентября патриарх Кирилл подписал обращение, призывающее полностью запретить искусственное прерывание беременности на территории России. Петиция, подписи под которой собирало православное движение добровольцев и организация «За жизнь», «закрепляет» за зачатым ребёнком «статус человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом».
Документ также накладывает табу не только на хирургические и медикаментозные аборты, но и на противозачаточные средства с абортивным действием и вспомогательные репродуктивные технологии, неотъемлемой составляющей которых, по мнению авторов обращения, является «унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития».
«Весь мир против»
Общественников тогда поддержала и уполномоченный по правам ребёнка при президенте России Анна Кузнецова, заявив, что против абортов «выступает весь цивилизованный мир».
- При этом мы, конечно, считаем, что этот вопрос требует системного подхода, – цитировал детского омбудсмена «Интерфакс».
Она заявила, что в стране успешно работает система консультаций для беременных женщин, которая позволила отговорить 67 тысяч будущих мам от прерывания беременности.
- Эту работу следует продолжать, сделав основной упор на защите традиционных семейных ценностей, поддержке материнства, семей с детьми, на помощь молодым семьям, совершенствовании программ воспитания подрастающего поколения и развитии общественных инициатив в этой сфере, – считает Анна Кузнецова.
«Вижу несколько путей решения»
Петицию также подписал митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий. Зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина заявила: разобраться с этой сложной ситуацией одним только запретом нельзя. По её мнению, здесь требуется целый комплекс законодательных предложений, писали «Известия».
- Безусловно, по-человечески каждый из нас предпочёл бы, чтобы такого явления, как аборты, не существовало вовсе. Я вижу несколько путей решения этой проблемы. Некоторые из них уже оформлены в законопроекты и внесены в Думу, – приводит её слова издание.
Одна инициатива касается лицензирования деятельности, связанной с абортами, другая – ограничения оборота лекарственных средств для искусственного прерывания беременности. Также разработаны меры материальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На обсуждение тогда вынесли и возможность получения разовой выплаты из средств материнского капитала – в случае, если женщина ждёт второго или третьего ребёнка.
Угроза для здоровья
После того, как новость растиражировали СМИ, пресс-секретарь главы РПЦ Александр Волков поспешил уточнить: «пока» речь идёт о том, чтобы вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования, а не о полном запрете на них.
Однако, несмотря на это и на обещания властей помогать будущим мамам всеми возможными способами, в обществе поднялась волна негодования. Россияне фактически «раскололись» на два лагеря: одни выступили «за», другие – категорически против. Последние уверены: табу на искусственное прерывание беременности выведет эту медицинскую услугу на «чёрный рынок». Такого же мнения придерживается и глава Минздрава Вероника Скворцова.
- Есть определённые нюансы, связанные с возможным переходом абортов в тень, особенно для людей с низким достатком, несовершеннолетних, девочек, которые оказываются в подобной ситуации. Наша задача состоит в том, чтобы введение каких-то ограничений не приводило к увеличению материнской и младенческой смертности и увеличению числа криминальных абортов, – рассказала министр в интервью ТАСС.
Скворцова подчеркнула: возглавляемое ею ведомство, «так же, как и Русская православная церковь, и большое количество общественных организаций против абортов», однако необходимо учитывать возможные риски.
- История нашей страны это уже знала, и я хочу напомнить, что в советское время в период острого запрета абортов материнская смертность превышала 320 человек на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель составляет 10, а по результатам текущего года – ещё меньше, – пояснила она.
«Ничего нового мы не услышали»
Быть аборту или нет? Будучи жителями такой страны, как Россия, сложно представить, что женщины подчинятся запрету и тут же начнут рожать во чтобы то не стало, сообщал «Тивиком». С этим мнением согласны и врачи.
- Наше общество ещё не готово к тому, чтобы полностью запретить аборты. У нас в России их не боятся. Многие считают, что аборт – это метод борьбы с беременностью, её профилактика, как и метод контрацепции, хотя это, конечно, в корне не верно, – пояснил в интервью телекомпании заведующий отделом охраны репродуктивного здоровья республиканского перинатального центра Зоригто Даржаев.
Подтверждает его слова и опрос, проведённый в начале октября в одном из местных пабликов «ВКонтакте». Из 95 человек, принявших участие в голосовании, 41 выступил за легальные аборты. Ещё 28 респондентов высказали уверенность, что это грех, а 15 отметили: каждая женщина сама имеет право решать, как ей поступить в подобной ситуации, ведь возможность воспитать и вырастить ребёнка есть далеко не у всех. Десять человек заявили, что не стоит забывать о профилактике нежелательной беременности, однако тотальный запрет на аборты они не поддержали.
Наши коллеги из интернет-журнала «Республика» поинтересовались, что думают по этому поводу общественники Бурятии, однако те от комментариев предпочли воздержаться – за исключением президента фонда «Подари мне жизнь» Надежды Гершевич.
- Я хочу, чтобы этот закон приняли как можно быстрее, потому что мы должны думать о ребёнке. Сегодня общество с ужасом обсуждает убийства детей, избиения подростков. Но никто не говорит, что аборт – то же самое: женщина с помощью врачей останавливает сердечко ребёнка – да, маленького, размером меньше ладошки, но это убийство. И нужно сделать всё, чтобы сохранить это сердечко, – заявила она изданию.
А на вопрос, не возрастёт ли из-за запрета количество сирот и, соответственно, детских домов, от которых страна только-только начинает отказываться, Гершевич заявила, что это не важно, так как достигается главная цель – сохранение жизни ребенка.
- Раз мамочки сами не могут справиться, то пусть государство берёт на себя эти полномочия – за счёт детских домов, семейно-воспитательных групп. Зато так мы сохраним детей и, если говорить глобально, решим вопрос с рождаемостью в стране, с тем самым злополучным «русским крестом». За годы работы нашего фонда мы спасли 600 детей, мамочкам помогали и психологи, и врачи. Конечно, помогли наши специалисты, девушкам было предоставлено временное жильё, оказана помощь, – поведала она.