К Международному женскому дню мы решили рассказать о тех женщинах, в отношении которых больше всего стереотипов. Не секрет, что большинство из нас уверено, что термин «угнетенная женщина Востока» относится к мусульманкам. Так ли это на самом деле, как живут в Бурятии женщины, исповедующие ислам?
Первый стереотип, что у женщины в исламе мало прав, наши собеседницы ломают сразу. 31-летняя Анна Абдрахманова выбрала ислам для себя осознанно. Родилась она в Улан-Удэ. Папа – русский, мама – наполовину татарка, наполовину казашка. Ее родители не придавали большого значения вопросам религии.
- Жили как все обычные рабочие семьи в советское время. В памяти осталась только моя прабабушка по маме - Курбанбика Минобоевна, которая всегда держала пост, молилась, - вспоминает она.
Уже позже, став студенткой, Аня начала интересоваться своими корнями, верой предков. В 2010 году делегатом от Автономии татар Бурятии она съездила на фестиваль татарской молодежи в Новосибирск и познакомилась там с будущим мужем Зиннуром. И после свадьбы Анна окончательно приняла ислам.
- Стереотипы у тех, кто не знает религию. Безусловно, муж является главой семьи. Мужчины более выносливы, сильны и эмоционально сдержаны, они обеспечивают семью. Женщина и мужчина в исламе равноправны, просто у каждого свои обязанности перед Богом и семьей, - подробно объясняет Анна.
По ее словам, основные обязанности мусульманской жены - создавать домашний уют, хранить домашний очаг и воспитывать детей. Что же касается религиозных обрядов, то здесь обязанности такие же, как у мужчин. Это шахада (произнесение «Бисмиллях», которое свидетельствует об исповедании единобожия и признании пророческой миссии Мухаммеда), ежедневный 5-кратный намаз, ежегодный 30-дневный пост, обязательные пожертвования - закят - в пользу бедных и хадж в Мекку.
- Однако женщины имеют особый статус и некоторые привилегии. Ислам облегчает им предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма, - отмечает Аня.
Также, согласно исламу, мусульманка может заниматься бизнесом, принимать участие в политической жизни общества или работать на благо мусульманской уммы (религиозной общины. – Прим. ред.).
В современном мире
Если раньше многие женщины-мусульманки были домохозяйками, то сейчас всё поменялось. Виной тому – современные реалии и непростая экономическая ситуация в некоторых странах, в том числе и в России.
- Наши бабушки, мамы не работали. Они сидели дома, только мужчины работали, а сейчас такое время, все вышли работать, - говорит Махруба Розиева, председатель женского совета узбекского землячества «Турон».
Гулчехра Алламова из Киргизии подтверждает ее слова.
- Раньше женщина занималась домашними делами, за детьми присматривала. В наше время такого нет. Если она будет дома сидеть, муж - зарабатывать, то он не сможет прокормить семью, - пояснила она.
Гулчехра приехала в Бурятию из Киргизии в 2004 году на заработки, да так и осталась. Добытчицей в семье она стала вынужденно: в то время сильно болел ее муж. Спустя время женщина открыла в Улан-Удэ бизнес, после смерти супруга перевезла сюда детей. Признается, что привыкла жить в Бурятии, полюбила республику, ее жителей.
- Я приезжаю к себе на родину, а мне там люди кажутся чужими. Недавно съездила, посмотрела, мне там некомфортно. Чувствую, что люди уже другие. Потому что мы, мусульмане, живущие здесь, тоже чуть другие. Мы уже с разными религиями живем, адаптируемся, - отметила она.
«Здесь каждый живёт по-своему»
Удивляет до сих пор Гулчехру в Бурятии, как оказалось, доброта людей.
- Очень добрые и отзывчивые, я таких людей не встречала. Если что-то просишь, что-нибудь надо, то они быстро отзываются, сразу же приходят на помощь. И они всегда готовы помочь друг другу, - рассказала она.
- Например, в других городах ты что-то ищешь, спрашиваешь, тебе толком не отвечают. А тут все подробно объясняют, на какой микроавтобус сесть, на какой остановке выйти, - подтвердила это и Уулкан Джумабаева, приехавшая 13 лет назад из Киргизии в наш регион.
Гулчехра в ходе интервью хочет добавить что-то еще, но не может сформулировать. А потом после долгих раздумий говорит, что здесь каждый живет по-своему.
- Они не учат, не придираются. Это такое спокойствие. Вот, например, я в платке хожу, люди не удивляются, видимо, понимают, что мне так надо. Они насчет этого не придираются, не говорят: снимай платок, ты чего в платке ходишь. Они этого никогда не скажут, - уверена она.
Замуж в 12 лет
Прежде, еще до советского времени, в Киргизии девушек выдавали замуж очень рано. К примеру, бабушка Гулчехры Алламовой стала женой в 12 лет, ее мужу на тот момент было 40.
- Она через некоторое время родила первенца. Бабушка потом нам рассказывала, что, когда она стала мамой, ей все еще хотелось играть с детьми на улице, - вспоминает женщина.
Сейчас такого нет, добавляет она. Обычай носил в этом случае скорее народный характер, чем религиозный. Сегодня девушек выдают замуж в более зрелом возрасте и по их воле - за того, кто им понравится. И здесь есть одно «но».
- По исламу девушек не выдают замуж за мужчин другой религии. Сыновей можно женить. Если сын захочет на ком-то жениться, здесь нет препятствий, они могут взять в жены девушку любой веры, а дочерям строго запрещают, - говорит Гулчехра.
Главное условие – любовь и взаимопонимание
В клубе же татарской культуры при Доме дружбы полагают, что лучше, когда муж с женой одной веры и желательно одной национальности. Ведь это позволяет избежать многих ошибок, разногласий по поводу воспитания детей, родного языка, традиций и даже кухни. Но опять же, считают они, если есть взаимопонимание между мужем и женой, то можно преодолеть всё.