Это бронзовые скульптуры и живописные иконы 18-20 веков, чудом спасенные во времена религиозных гонений. Об уникальных артефактах, найденных в заброшенных буддистских монастырях и чудом спасенных в годы коммунистической пропаганды, на радио Sputnik Беларусь рассказали кураторы выставки «Путь в Шамбалу» — руководитель галереи «Дом картин» Ольга Клип и научный сотрудник Национального художественного музея, востоковед Никита Монич.
- Не случайно название выставки «Путь в Шамбалу» сопровождается емким слоганом «Иконы буддизма из огня коммунизма». Выставка показывает сакральное буддистское искусство, а «огонь коммунизма» — это намек на то, что предметы практически по счастливой случайности были спасены от уничтожения во время гонений на буддизм в 20-м веке со стороны советской власти, — рассказал Никита Монич.
На территории сначала Российской империи, а потом и Советского союза всегда были исконно буддистские регионы — Калмыкия, Бурятия, Тува. В 80-е годы прошлого века в руки частного коллекционера попали практически брошенные на чердаке реликвии из самого известного в Бурятии Иволгинского дацана, где сегодня хранится одна из трех наиболее значимых святынь буддистов — нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова. Нынешнее достижение столичной галереи «Дом картин» как раз и состоит в том, что сейчас Минск может увидеть частную коллекцию.
- Эта коллекция формировалась на протяжении 30 лет. Но прежде чем попасть в Бурятию, а потом в руки частного коллекционера — господина Высоцкого, многие экспонаты побывали в Монголии, Китае, Непале, Тибете. Это действительно очень широкий географический ареал. И сейчас собранные вместе, они предстали перед минскими зрителями, — рассказала Ольга Клип.
Помимо скульптуры, на выставке «Путь в Шамбалу» представлена и живопись — буддистские иконы - танка. Многие изображения намоленные, местами они подкопчены дымком буддистских храмов. По мнению кураторов, этот налет как раз и передает глубину веков.
- Искусство, представленное на выставке, помимо того, что оно прекрасно для глаз, оно еще и совершенно по пропорциям. Каждая деталь создается по определенным правилам. Иконы буддизма — это не метафора, это действительно сакральные изображения, которые создавались по не менее выверенным канонам, чем близкая нам православная иконопись, — уточнил Никита Монич.
Кураторы выставки отметили, что каждый экспонат ценен по-своему, но при этом одна из самых интересных сторон экспозиции заключается в том, что представленные предметы 19-20 веков, менее детализированные и более художественно обобщенные, позволяют подчеркнуть невероятную мощь старых артефактов — больших алтарных храмовых танка 18-го столетия, каждую деталь которых можно рассматривать по-отдельности. Кроме того, организаторы обещают найти путь к сердцу каждого ребенка — по выходным на выставке можно послушать буддистские сказки.
Как сообщила infpol.ru директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева, ей о существовании такой коллекции ничего неизвестно, как неизвестно и имя коллекционера Высоцкого. «Все может быть. 80-е годы прошлого века были достаточно смутными. Не исключено, что частные коллекционеры могли заниматься скупкой раритетов в Бурятии», - отметила она.
Наверное, профильные ведомства республики могли бы поинтересоваться хотя бы каталогом выставки. Ведь, как известно, кражи культовых ценностей из дацанов Бурятии случаются по сей день.