Летчик бомбардировочной авиации совершил с 1942 года 120 боевых вылетов. В том, числе на Берлин. Причем, его самолет ни разу не был сбит. Воинские почести и прощальный салют стали последней данью ветерану, ушедшему на вечный покой на 94-м году жизни.Он приехал жить в Бурятию в середине 2000-х к сыну, который служил здесь. Может быть, поэтому не стал широко известен, хотя несколько публикаций о нем, все-таки, было.
«Николай Яковлевич родом из станицы Крымской Краснодарского края. К школе способный мальчик подготовился основательно: с помощью своего дяди научился считать, проштудировал весь букварь. С четвёртого класса мечтой школьника стала военная авиация. Он так хотел стать лётчиком, что после 8 класса уехал в Майкоп, где был аэроклуб. Надо было работать, и он пошёл на дубильный завод. Устроился учеником на склад, поселился в общежитии. С 8 утра до 4-х вечера работал, вечером шёл в аэроклуб», - писала «Центральная газета».
Проучился всего год, потому как началась война...
- Всю школу подняли по тревоге в три часа ночи, погрузили на эшелон и по южной ветке, чтобы уберечь от бомбёжки, повезли в Омск. Таганрог бомбила немецкая авиация. Нас поселили в Марьяновке, начали мы строить землянки. А морозы были в сорок градусов, я таких никогда в жизни не видел. Мы говорили: «Ну, если здесь не помёрзнем, то еще поживём», - рассказывал ветеран.
Не замёрзли - построили-таки землянки, начали служить и летать. А в середине 42-го года Николая Яковлевича отправили на фронт. Поехал под Москву, летать на ночных бомбардировщиках. Летать ночью могли не все. А Николай Яковлевич летал ночами всю войну. И всегда на одном и том же самолёте. Ни разу не был сбит - наверное, удачно уходил из-под обстрела. Сделал 120 боевых вылетов, из них 4 - на Берлин. Мало? Это потому, что полёты были долгие, ведь надо уходить в тыл врага на 700-1000 километров. И погода должна быть лётной и дома, и на вражеской территории.
Для Николая Яковлевича война закончилась 25 апреля 1945-го. Дальше летать было некуда - везде советские войска. Его перевели на Украину, в Чернигов. А 24 июня Николаю Яковлевичу выпала честь принять участие в Параде Победы в Москве. Потом он дослужился до звания полковника и ушёл с военной службы в 60-м году по состоянию здоровья. В последние годы летал на реактивном самолёте ТУ-16.
- Страха во время боевых вылетов нет, но нервная система напряжена. Понимаешь, что надо выполнять боевую задачу. Собьют, не собьют - об этом в войну никто и не думал. Сумасшедший был патриотизм! - вспоминал ветеран.
Как доказательство этих слов - многочисленные награды: два ордена Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, два ордена Великой Отечественной войны, а также медали, в том числе за боевые заслуги и за оборону городов (например, Кенигсберга).
Был ли Николай Яковлевич Лысенко последним из числа участников легендарного парада, живших в Бурятии? Это нам выяснить не удалось. В интернете есть упоминания, как минимум, еще о трех участниках парада из Бурятии. Интересно, что в 2015 году «Российская газета» вела поиск оставшихся в живых участников Парада Победы. Тогда газета выяснила, что нет не только списка оставшихся в живых, но и официального перечня участников Парада 1945 года. В Бурятии, видимо, тоже. Если это так, то, наверное, пора его составить.