Общество
2175

В Бурятии простились с участником Парада Победы 1945 года Николаем Лысенко, бомбившим Берлин

В Улан-Удэ вчера проводили в последний путь Николая Яковлевича Лысенко

Фото: архив семьи Лысенко

Летчик бомбардировочной авиации совершил с 1942 года 120 боевых вылетов. В том, числе на Берлин. Причем, его самолет ни разу не был сбит. Воинские почести и прощальный салют стали последней данью ветерану, ушедшему на вечный покой на 94-м году жизни.Он приехал жить в Бурятию в середине  2000-х к сыну, который служил здесь. Может быть, поэтому не стал широко известен, хотя несколько публикаций о нем, все-таки, было. 

«Николай Яковлевич родом из станицы Крымской Краснодар­ского края. К школе способный маль­чик подготовился основательно: с помощью своего дяди научил­ся считать, проштудировал весь букварь. С четвёртого класса мечтой школьника стала военная авиа­ция. Он так хотел стать лётчи­ком, что после 8 класса уехал в Майкоп, где был аэроклуб. На­до было работать, и он пошёл на дубильный завод. Устроил­ся учеником на склад, поселил­ся в общежитии. С 8 утра до 4-х вечера работал, вечером шёл в аэроклуб», - писала «Центральная газета». 

Проучился всего год, потому как началась война...

- Всю школу подняли по тре­воге в три часа ночи, погрузи­ли на эшелон и по южной вет­ке, чтобы уберечь от бомбёжки, повезли в Омск. Таганрог бом­била немецкая авиация. Нас по­селили в Марьяновке, начали мы строить землянки. А морозы бы­ли в сорок градусов, я таких ни­когда в жизни не видел. Мы го­ворили: «Ну, если здесь не по­мёрзнем, то еще поживём», - рассказывал ветеран. 

Не замёрзли - построили-та­ки землянки, начали служить и летать. А в середине 42-го го­да Николая Яковлевича отправи­ли на фронт. Поехал под Моск­ву, летать на ночных бомбарди­ровщиках. Летать ночью могли не все. А Николай Яковлевич летал ночами всю войну. И всегда на одном и том же самолёте. Ни разу не был сбит - наверное, удачно уходил из-под обстрела. Сделал 120 боевых вылетов, из них 4 - на Берлин. Мало? Это потому, что полёты были долгие, ведь надо уходить в тыл врага на 700-1000 километров. И погода должна быть лётной и дома, и на враже­ской территории.

Для Николая Яковлеви­ча война закончилась 25 апре­ля 1945-го. Дальше летать было некуда - везде советские вой­ска. Его перевели на Украину, в Чернигов. А 24 июня Николаю Яковлевичу выпала честь при­нять участие в Параде Победы в Москве. Потом он дослу­жился до звания полковника и ушёл с военной службы в 60-м году по состоянию здоровья. В последние годы летал на реак­тивном самолёте ТУ-16.

- Стра­ха во время боевых вылетов нет, но нервная система напряже­на. Понимаешь, что надо выпол­нять боевую задачу. Собьют, не собьют - об этом в войну никто и не думал. Сумасшедший был патриотизм! - вспоминал ветеран. 

Как доказательство этих слов - многочисленные награды: два ордена Боевого Красного Зна­мени, орден Красной Звезды, два ордена Великой Отечест­венной войны, а также медали, в том числе за боевые заслуги и за оборону городов (например, Кенигсберга). 

Был ли Николай Яковлевич Лысенко последним из числа участников легендарного парада, живших в Бурятии? Это нам выяснить не удалось. В интернете  есть упоминания, как минимум, еще о трех участниках парада из Бурятии. Интересно, что в 2015 году «Российская газета» вела поиск оставшихся в живых участников Парада Победы. Тогда газета  выяснила, что нет не только списка оставшихся в живых, но и официального перечня участников Парада 1945 года. В Бурятии, видимо, тоже. Если это так, то, наверное, пора его составить.

Автор: Алексей Субботин

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях