Как сообщают «Ведомости», лишь треть из десяти миллиона российских учащихся 11-18 лет согласились пройти социально-психологическое тестирование, направленное на выявление тех, кто может употреблять наркотики. Исследование проводило минобрнауки России.
В группу «социального риска» попало почти 279 тысяч человек. При этом рекорды «бьют» шесть российских регионов – Татарстан (18,5 %), Тыва (18,1%), Ульяновская (17,2%) и Магаданская области (16,3%), Москва (11,8%), а также Ненецкий автономный округ (10,8%).
- В Бурятии, Калмыкии, Кемеровской области и на Чукотке желающих пройти тестирование не оказалось, – отмечает издание.
«Ведомости» напоминают: тестирование подростков на наркотики является анонимным и обязательным для образовательных организаций, но требует согласия самих учащихся, а если им ещё нет 15 лет – то согласия родителей. В Минобрнауки пояснили, что исследование носит профилактический характер и не предполагает мер наказания.
- Его результаты ежегодно направляются в органы по охране здоровья для реализации второго этапа раннего выявления незаконного потребления наркотиков – профилактических медицинских осмотров, – отметили в федеральном ведомстве.
Уполномоченный по правам студентов Артём Хромов обращает внимание на большое число отказов от тестирования. Причиной, по его словам, могут быть опасения нарушения режима конфиденциальности и последующих отчислений. Хромов подчеркнул: сегодня есть специальные целевые программы, которые предусматривают комплекс мероприятий по борьбе с наркоманией.
- Но решить проблему можно только при наличии действенной системы добровольной лечебно-реабилитирующей помощи – при условии достаточности финансирования и повышения эффективности функционирования государственных медучреждений, – считает он.
Депутат Госдумы, врач-психиатр Николай Говорин отметил, что к этим показателям нужно относиться с долей критики. Но поскольку сейчас вообще нет никакой статистики, то даже такие цифры важны.
- По моим данным, около 10-12 % подростков склонны к наркотикам. Есть психологические особенности, предрасполагающие к их употреблению. Под первый профиль попадают не уверенные в себе, не умеющие выстраивать отношения, замкнутые подростки. Под второй – наоборот, те, кто хочет быть в центре внимания и жаждет признания – истероидный тип». Необходимо разработать систему профилактики, чтобы через тренинги выработать у детей «защитную оболочку». Простых разговоров о здоровом образе жизни мало, – рассказал Говорин.
А вот по мнению завкафедрой психологии Казанского государственного медицинского университета Владимира Менделевича, данные, полученные в ходе тестирования, являются некорректными.
- Когда разрабатывалась методология, большинство психологов говорили, что по используемым методам нельзя сделать вывод, относится ли ребёнок к группе риска. При тестировании используется анкета, выявляющая определённые психологические особенности детей. Определить, что человек склонен к употреблению, по ней невозможно, – уверен специалист.
Как будет вестись профилактическая работа, тоже не ясно, говорит Менделевич.
- Такое тестирование – утопическая идея. Нигде в мире на госуровне его не проводят, поскольку это дорого и бесполезно. Некоторые учебные заведения вводят в свой устав пункт – если есть подозрение, что человек во время учёбы находится в состоянии наркотического опьянения, то это требует освидетельствования. А если подозрения подтверждаются, то его исключают, – сообщил он «Ведомостям».
Напомним, в декабре 2014 года систему добровольного наркотестирования школьников раскритиковал экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Он заявил, что специальную проверку проходят только здоровые дети и причина тому – заинтересованность директоров школ и ректоров вузов в хороших показателях.
- Получается, школьники, которые принимают наркотики, не идут тестироваться: пользуются тем, что это добровольно. А тестируются только те, кто не принимает. И для чего это делается? Если в уставе школы написано стопроцентное тестирование, то оно становится обязательным. Но это должны родители поддержать, причём большинство – 51 %. В институтах – то же самое, – отметил Наговицын.
Экс-глава Бурятии отметил, что руководители учебных заведений сами не стремятся к выявлению наркозависимых среди школьников и студентов и даже обвинил республиканское министерство образования в саботаже.
- Ни один директор не хочет, чтобы публично было известно, что в его школе есть наркоман. И он всё сделает, чтобы этого не было. Но родители-то хотят. Почему вы это не используете? Вам тоже нужен хороший показатель, поэтому вы и начинаете саботировать, – подчеркнул он.