Врио главы Алексей Цыденов сказал, что на место Александра Чепика должен прийти человек с внутренним драйвом и хорошей пробивной способностью. Означает ли это, что зампред по экономике должен быть вхож в федеральные министерства, где нужна пробивная сила выколачивать деньги под региональные проекты и программы?
Без экономической головы
В кулуарах власти активно обсуждают возможных кандидатов на этот пост. Ведь, по сути, эта ключевая фигура в региональном правительстве, ферзь на шахматной доске, почти третий человек в табеле о рангах по положению и должности, экономический мозг, генератор идей, носитель государственной тайны. В такой неимоверно большой должности рязанец директор московской бизнес-компании Александр Чепик работал с декабря 2007 года.
Соответствовал ли он по своим профессиональным качествам своей должности - вопрос спорный. Его ругали за «Ралик» и «Бухлеор», называли нехорошими словами, самое безобидное из которых «варяг», а Чепик взял и переплюнул даже самого Вячеслава Наговицына. Сейчас Чепика «перебросили» в Карелию, где для него учредили должность зампреда ее правительства по вопросам стратегического развития.
Принцип: в кого ты веришь, кому доверяешь
Вряд ли сейчас человек из Москвы со стабильной работой рванет в Бурятию на должность исполняющего обязанности зампреда поднимать экономику, развал которой связывают со слабой деятельностью Чепика. Другое дело, если Алексей Цыденов выиграет праймериз и выборы, озвучит экономическую программу развития и для ее выполнения сформирует команду с новым зампредом. И им может стать человек не из Бурятии. К тому же на минувшей сессии Хурала Алексей Цыденов получил право назначать и увольнять членов правительства. И он может пойти по пути врио главы Карелии Артура Парфенчикова, который утвердил приезжего Александра Чепика своим замом.
- По большому счету вся история назначений на высокие посты в разное время происходит по одному и тому же сценарию. Когда приходят наши президенты, например, Борис Ельцин кого брал к себе в команду? Естественно, людей из Свердловской области и так далее. Работают с теми, кому доверяют, с кем учились, с кем крестились, с кем работали. Принцип всегда один – собирают команду по принципу: в кого ты веришь, кому ты доверяешь, – высказалась по этому поводу профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС Лидия Тимофеева в интервью «Клубу регионов».
Если Алексей Цыденов пойдет по этому принципу, то вполне вероятно, что уже сейчас он может пригласить на место Чепика своих людей.
Яхтсмен, морской специалист, доктор транспорта
Одним из претендентов на должность зампреда правительства по экономике называют Виталия Клюева. С июня 2016 года он работает директором департамента госполитики в области речного и морского транспорта Министерства транспорта РФ. Любопытно то, что в это министерство почти одновременно в 2006 году пришли работать Виталий Клюев и наш Алексей Цыденов. Первый – начальником отдела, а второй – замдиректора департамента. В 2009-м Клюев остался в министерстве, а Цыденов стал замдиректора департамента промышленности и инфраструктуры Правительства РФ. Но уже через три года он возвращается в Министерство транспорта в ранге замминистра, а Клюев в это время исполнял обязанности директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта и уже при Цыденове стал руководителем этого структурного подразделения при Минтрансе.
Клюева и Цыденова, кроме работы в министерстве, связывает и Дальний Восток. Клюев родился во Владивостоке, здесь же окончил судоводительский факультет Дальневосточной морской академии, институт международных отношений Дальневосточного госуниверситета. Во Владивостоке прошел трудовой путь от старшего преподавателя в родной морской академии до главы Азиатско-Тихоокеанского морского информационно-координационного центра морской администрации порта Владивосток.
Директором департамента Виталий Клюев работает немногим полгода, но в статусе исполняющего обязанности не раз становился объектом критики. Особенно ему доставалось от информационно-аналитического портала «В окияне-море», специализирующегося как раз на вопросах, курируемых Клюевым в Минтрансе. Так, 3 декабря 2013 года на портале вышла новость «Виталий Клюев: король некомпетентности на троне безнаказанности».
«Небезызвестный нашим читателям Виталий Клюев - некомпетентный заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса, - решил поиздеваться над специалистами, которые блестяще отстояли честь России перед Европейским агентством безопасности. Замечания, написанные университету клюевской проверкой, реально издевательские», – писал портал.
В другой раз портал чуть ли не обвинил Клюева в провале в организации лоцманского дела в России.
Вместе с тем у Виталия Клюева огромный управленческий опыт в морской сфере и в международной военно-морской деятельности, взаимодействия с Госдумой и Советом Федерации. Стоит отметить, что Клюев стал первым кандидатом от РФ на избрание генсекретарем за всю историю деятельности России в главной морской организации мира, но в июне 2015 года выбыл во втором раунде голосования.
Виталий Клюев – доктор транспорта, мастер спорта по парусу, национальный судья по парусному спорту, владеет английским языком. Одним словом, у Клюева безупречная биография. Безусловно, профессионал высокого класса. Но сменит ли федеральное кресло на республиканское? Для него должность зампреда будет своего рода понижением в статусе.
Человек из «Бамтоннельстроя»
Если морские и речные вопросы далеки в понимании жителей Бурятии, то железнодорожная тема намного ближе нам. Второй человек из окружения Алексея Цыденова, которого сейчас активно обсуждают в соцсетях, из этой сферы. Речь об Андрее Недосекове, который с 2007 по 2012 год работал замминистра транспорта РФ, курировал железнодорожную отрасль. Цыденов на посту руководителя Росжелдора работал в тесной связи с Недосековым. Их связывает общая работа не только в Министерстве транспорта, но и в департаменте промышленности и инфраструктуры правительства РФ. Здесь Алексей Цыденов работал в ранге замдиректора с 2009 по 2011 год, а Андрей Недосеков – с 2012 по 2015-й, до своего назначения гендиректором АО «ГЛОНАСС». Как тогда писали, кандидатуру Андрея Недосекова выдвинул помощник президента Игорь Левитин. В прежние годы, когда он возглавлял Минтранс, Недосеков работал у него замом.
Андрея Недосекова местные эксперты называют своим, имея в виду рождение в 1960-м в Бодайбо Иркутской области. К тому же Недосеков с 2000 по 2006 год работал заместителем гендиректора по экономической безопасности, затем генеральным директором «Бамтоннельстроя». История предприятия неразрывно связана с Бурятией, со строительством БАМа. Именно при Недосекове декабрьским днем 2003 года по Северомуйскому тоннелю прошли первые железнодорожные составы. Но менее чем через год после этого триумфального события, в августе 2004-го, в поселке строителей Северомуйского тоннеля объявили голодовку. Ее участники добивались выделения федеральных субсидий для переселения из закрывающихся рабочих поселков Разлив и Северомуйск.
«Главный подрядчик «Бамтоннельстрой» ушел от решения проблемы. Заказчик Северомуйского тоннеля – «Российские железные дороги» - переложил ответственность на правительство Бурятии, обвинив чиновников в нерешении социальных проблем», – писала тогда пресса Бурятии.
Как видим, с тех пор в этом бамовском поселке мало что изменилось. Что ни год, то событие российского масштаба. Так, 14 июля 2016 года в п. Северомуйск вновь началась голодовка. Так протестовали люди, стоящие в очереди на переселение из зоны БАМа с 2013-го, и погорельцы, чьи дома сгорели в результате двух пожаров 3 и 13 июня 2016 года.
Сможет ли Недосеков уже в должности зампреда по экономике решить многолетние проблемы поселков БАМа? Ведь вопросы переселения из аварийного и ветхого жилищного фонда в полномочиях зампреда по инфраструктуре. Но, как непосредственный участник стройки века, Недосеков может свои связи в федеральных структурах направить на лоббирование интересов Бурятии в решении застарелой проблемы бамовцев.
Пока известно лишь то, что возглавлявший АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков написал заявление об отпуске с последующим увольнением. В пресс-службе компании сообщили life.ru о первом факте, но не прокомментировали вторую информацию. Известно, что АО «ГЛОНАСС», выступающее оператором ЭРА-ГЛОНАСС (системы экстренного реагирования на ДПП), уже до конца 2017 года может перейти под контроль госкорпорации «Ростех». Причиной могло стать недовольство правительства РФ результатом работы компании: отсутствие действующих проектов коммерциализации «Эры», а также провал с оповещением автомобилистов о таможенных проблемах с ввозом бэушных авто.
Немного, но есть
На пресс-конференции на открытии республиканских зимних сельских спортивных игр Алексей Цыденов сообщил, что место зампреда по экономике займет тот, кто лучше подойдет. При этом он назвал качества, которыми должен обладать кандидат.
– Основной критерий – профпригодность. Кандидат должен иметь соответствующее образование и опыт работы. У него должно быть желание работать, с внутренним драйвом, зарядом на позитив и хорошей пробивной способностью, - отметил врио главы.
На вопрос, есть ли в Бурятии человек, способный заменить Александра Чепика, Алексей Цыденов ответил: «Немного, но есть».
Поэтому мы прошлись по коридорам власти и опросили чиновников и депутатов о возможных кандидатах.
Мишенин – патриот Бурятии?
Вероятной фигурой для назначения многие назвали министра промышленности и торговли Алексея Мишенина. Немногим более года он работает в этой должности. Назначение гендиректора Новосибирского авиаремонтного завода министром в ноябре 2016 года вызвало немало вопросов у местной элиты. Поговаривали, что он родственник министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Есть устойчивое предположение, что Мишенин связан с главой «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым, одна из «дочерних» предприятий которой – «Русская нефритовая компания» - занимается добычей полудрагоценного камня в Бурятии.
За год с небольшим работы на посту министра Мишенин ничем особо не отметился: ни проектами, ни громкими заявлениями, ни открытием или реанимацией крупных объектов. Правда, под кураторством министерства находится флагман промышленности Бурятии - Улан-Удэнский авиазавод. Его, кстати, в числе первых посетил Алексей Цыденов в качестве врио главы и дал высокую оценку работе предприятия.
Возглавляемое Мишениным министерство одно из самых закрытых для СМИ Бурятии. Похоже, министр особо не жалует журналистов, практически не дает интервью, комментарии. Поэтому так возбудила прессу информация о его зарплате. На посту министра он получает зарплату около 200 тысяч рублей в месяц, тогда как на прежней работе она исчислялась в разы больше.
- Может, Мишенин такой патриот Бурятии, что ради развития ее промышленности и торговли пожертвовал личными доходами в миллионы рублей? – ухмылялись журналисты.
Может, республике и нужен такой человек, который, невзирая на ее бедность и скудность регионального бюджета, будет пахать на нее даже за гроши по сравнению с тем, что получал в прежней должности. Для Алексея Цыденова Мишенин может быть ценен тем, что у него налажены связи с федеральными министерствами и у него контакты с влиятельным Сергеем Чемезовым.
Готовый зампред Ирильдеев
Наиболее потенциальной кандидатурой на пост зампреда по экономике наши эксперты назвали и вице-спикера Хурала Вячеслава Ирильдеева. О нем говорят, что он уже готовый зампред. Большую экономическую школу Вячеслав Ирильдеев прошел во главе комитета по экономической политике, который он возглавил в третьем созыве, в 2002 году. Как раз до этого, в 2001 году, Народный Хурал впервые принял программу социально-экономического развития Бурятии. Сейчас об этом мало кто помнит, но тогда шли серьезные дебаты, в какой форме правительство должно представлять исполнение программы СЭР - как отчет, информацию или как доклад. Тогда комитет во главе с Ирильдеевым добился представления ежегодного отчета со всеми соответствующими процедурами. Его комитет называли самым эффективным: хоть и мало разрабатывали законов, но они были действенными.
Несомненный плюс Ирильдеева - экономику республики он знает изнутри. На посту председателя комитета курировал вопросы государственного прогнозирования и программ социально-экономического развития, инвестиционной и инновационной деятельности, предпринимательства и туризма, внешнеэкономической деятельности. То есть, по сути, отвечал за блок экономических вопросов на законодательном уровне, при этом тесно работая с исполнительной властью. К бесспорному плюсу эксперты относят и базовое образование Ирильдеева, полученное на факультете прикладной математики и процессов управления Ленинградского госуниверситета. Немаловажно, что он не замешан в каких-либо скандалах и неприятных историях, которые сказались бы на его деловой репутации.
Думнов «подвёл» Сангадиева?
Еще одним из кандидатов на место Чепика может стать министр экономики Зандра Сангадиев. На этом посту он всего лишь один год, до министерского кресла Сангадиев работал сити-менеджером Улан-Удэ. В свое время в интервью журналистам новоиспеченный министр заявил, что готов нянчиться с китайцами, создавать им идеальные условия, если они придут в Бурятию с проектами. Он выразил готовность заняться реализацией крупных, «амбициозных» проектов.
24 февраля 2016 года после получения одобрения депутатов Хурала на пост министра Сангадиев обещал реализацию проекта по строительству ОЭЗ «Байкальская гавань» довести до конца. Не получилось: «Байкальская гавань» провалилась на нет. А на днях и вовсе разразился скандал. Экс-директор Фонда регионального развития Анатолий Думнов заявил, что руководство министерства приняло решение о его увольнении, «пытаясь прикрыть свои просчеты в инвестиционной политике». Ответных заявлений от Сангадиева не было. Но, похоже, конфликт министра и экс-подчиненного принимает затяжной характер.
При таких обстоятельствах вряд ли врио главы Алексей Цыденов сделает ставку на Сангадиева, а при скандале с Фондом регионального развития под ним и вовсе может провалиться кресло министра.
Выбор за Цыденовым
В любом случае выбор зампреда остается за врио главы Алексеем Цыденовым. В свое время, прежде чем предложить кандидатуру Александра Чепика на рассмотрение внеочередной сессии Хурала 25 декабря 2007 года, Вячеслав Наговицын признался, что провел собеседование с более чем 150 соискателями, в том числе депутатами республиканского парламента. Он поведал, что выбор был не спонтанный: Чепика предложили в числе четырех кандидатов в кадровой службе Кремля. Самого Чепика Наговицын охарактеризовал так: «Это мобильный, конструктивный человек с бойцовским характером. Мне импонирует то, что наши взгляды на развитие республики схожи, мне не придется его переучивать».
Возможно, взгляды Наговицына и Чепика как-то разошлись, а в результате мы имеем то, что один сошел с дистанции, а второй уехал в западный регион, в котором, кстати, карельской элитой принят весьма неласково.
*Мнения экспертов
«Только местный»
Анатолий Кушнарев, председатель Комитета НХ РБ по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды:
- На должность зампреда по экономике должен прийти человек, который знает экономику, потенциал и людей республики. Надо браться за стратегию-2030, особое внимание обратить на бизнес, о чем говорил Алексей Цыденов. Даже сверхспособному приезжему человеку нужно минимум полгода, чтобы разобраться с ситуацией на месте. Поэтому только местный. И такие люди есть в Бурятии, в том числе среди депутатов Хурала.
Думаю, плюс Александра Чепика в том, что он приехал с новыми взглядами, а минус - не знал республику. Может быть, по этой причине ряд вопросов он не решил до конца, например, по проекту «Байкальская гавань». Было много скандальных моментов во время его руководства экономическим блоком, тем не менее это уже наша история. Мы приняли со второй попытки отчет по программе СЭР, причем разговор получился обстоятельный. Мы боялись, ведь команда сменилась. По этому поводу я даже пошутил, что мы повторяем 100-летнюю историю России. В Бурятии февральская революция прошла, временное правительство назначено, осталось дождаться Октябрьской революции. А она будет после выборов главы республики в сентябре, когда в октябре произойдет смена правительства.
«Зампред и министр экономики должны быть в одном лице»
Татьяна Думнова, экс-министр экономики Бурятии:
- Приезжему человеку довольно сложно будет за короткий срок не только познакомиться с проблемами республики, но и найти нестандартные решения. В Бурятии много талантливых, состоявшихся управленцев из разных отраслей экономики, которые могут занять эту должность. Здесь не важны предыдущие высокопоставленные посты, важен личностный бэкграунд человека.
Как показал опыт моей управленческой деятельности, зампред по экономике должен совмещать свою должность с должностью министра экономики. Как известно, в функции Министерства экономики входят разработка прогнозов - социально-экономического развития, доходов бюджета, балансов; разработка региональной налоговой, инвестиционной, внешнеэкономической политики, рынка труда, стратегического планирования. Реализация разработанных документов Минэкономики возлагается на остальные министерства правительства. Доводить поставленные задачи, координировать деятельность по достижению результатов между министерствами должен зампред, он же должен нести ответственность за конечные результаты в экономике.