Общество
2659

Алексей Мишенин: брендировать нужно саму Бурятию

В Бурятии в 2011 году было создано министерство промышленности и торговли, в 2015 году его возглавил Алексей Мишенин. В Бурятию он приехал из Новосибирской области, так что стал для республики новым человеком

Фото: russianstock.ru

О том, чем занимается сейчас министерство и каковы сегодня тренды в развитии промышленности Бурятии– в интервью с министром. 

- Алексей Сергеевич, вы вступили в должность в 2015 году и спустя месяц работы сказали, что «в Бурятии негативное отношение к промышленности». Можете пояснить свою мысль и изменилась ли ситуация за год?

- Действительно, в самом начале моей работы на посту это была первая реакция, был такой общий фон. За этот год мы выбрали несколько достаточно конкретных направлений, по которым можно участвовать в существующих федеральных мероприятиях и получать субсидии. 2016 год не снял всех вопросов, но вектор определен, министерство обязано участвовать в жизни каждого предприятия, работающего на территории республики и содействовать его развитию. 

- Есть ли у вас «дорожная карта» по развитию промышленности? 

- Да, и я перечислю основные этапы ее реализации. Развитие промышленности начинается с закона о промышленной политике, второй документ это Концепция промышленной политики Республики Бурятия, которая подкреплена Госпрограммой развития промышленности, малого и среднего предпринимательства и торговли. Помимо этих нормативных документов важным ориентиром является, поручение президента РФ о развитии малого и среднего предпринимательства, создании благоприятного климата и инфраструктуры для зарождения и развития бизнеса.

С точки зрения крупной промышленности, наша цель - это развитие кооперации между малым и средним бизнесом. Этот вопрос сегодня решается с помощью ряда инструментов: кластера высокотехнологичного машиностроения и приборостроения, технопарка, который создается на базе Улан-Удэнского авиационного завода, а также объектов инфраструктуры развития бизнеса, одним их которых стал республиканский промпарк, который введен в эксплуатацию в прошлом году и предоставляет в аренду производственные площади по льготным ценам для  резидентов - субъектов малого и среднего бизнеса. 

- В промпарке уже сформирована база резидентов?

 - Формируется. Первыми резидентами промпарка стали предприятия ГК «Ажур» -текстильное производство, ООО «Рациотехнология» - производство полиэтиленовых труб, ООО «Гео - Текс» - производство матов из шерсти, ООО «Ворота Улан-Удэ» -производство ролетных конструкций и ООО «Байкальский ликероводочный завод» . По свободным площадям на конец года  оставалось 8,5 тысяч квадратных метров, сейчас уже около шести тысяч. Конкурс продолжается, приглашаем предпринимателей для участия. 

- В Бурятии традиционно, еще с советского времени, поддерживали только крупные бюджетобразующие предприятия, а малый бизнес как-то пускали на самотек. В последние годы ситуация, конечно, меняется, а как вы оцениваете, достаточно ли делается в республике для развития малого бизнеса? 

- На самом деле делается очень много и это не только наша заслуга, я имею в виду республику. Я бы сказал, что много делается на федеральном уровне: около 70% всех мер поддержки это трансляция федеральных программ. Включая созданную Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства. На сегодня республика в числе активных участников ее программ, во взаимодействии с Корпорацией МСП в прошлом году прошла презентация и апробация бизнес-навигатора МСП.

В помощь бизнесу мы создали Центр поддержки предпринимательства, сейчас создаем Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, который, как ожидаем, заработает уже в 2017 году, работаем над созданием Регионального центра инжиниринга.

Большая работа проведена по созданию ЦМИТов – центров молодёжного инновационного творчества. Этот проект рассчитан на поддержку будущих предпринимателей, которые уже сейчас, пользуясь дорогостоящим оборудованием, могут опробировать свои инновационные проекты и коммерциализировать научные разработки. Растет объем финансовой поддержки для развития малого бизнеса – в конце прошлого года эту сумму удалось увеличить до 100 млн. рублей. 

- При этом многие говорили и говорят, что этого мало и нужно больше… 

- Этого мало и нужно больше, но мы идем «шаг за шагом». Да, бизнес необходимо поддерживать, но просить деньги нужно, показывая эффективность предыдущего периода и эффективность вложенных или потраченных средств. Почему удалось получить дополнительное финансирование? Да, есть ограниченность бюджета, но мы смогли доказать, что есть ряд предприятий, которые нуждаются в поддержке, что она востребована и дает экономический эффект. Наша задача сейчас показать максимальную эффективность расходования этих 100 миллионов рублей, показать потенциал и потребность в господдержке, которая действительно есть в Бурятии. 

- Насколько активно бизнес идет на контакт и насколько сложно получить господдержку? 

- Совсем упростить процедуру получения господдержки нельзя. Необходимо понимать, что это государственные деньги и они должны быть вложены эффективно. Мы со своей стороны точно также отвечаем за результат, поэтому предприниматель, должен четко понимать свои права, обязанности и ответственность за взятые деньги. К сожалению, многие относятся к вопросу недостаточно серьезно, поэтому нередки проблемы с оформлением документации для подачи заявки. Мы активно ведем информационную работу в этом направлении, привлекаем Гарантийный фонд Бурятии, Фонд поддержки малого предпринимательства республики, муниципальные фонды в районах Бурятии, чтобы разъяснять людям правила оформления документов, проводим семинары и консультации. 

- Весь прошлый год шли споры об оттоке предприятий из Бурятии, что вы думаете, насколько сильно кризис сказался на регионе? 

- Я не могу подтвердить, что именно кризис виноват  в оттоке бизнеса, да и сам этот термин спорный. Факт ухода предприятий есть, но их единицы. И потом, созданных предприятий у нас больше, чем закрывающихся. Это естественный процесс: одни закрываются, другие открываются, и на сегодня эта цифра положительная. Да, есть компании, которые сменили место регистрации, но, как правило, это вызвано личными причинами, например элементарным переездом владельца компании. И то, что закрываются компании – это законы рыночной системы, которые говорят, что выживает сильнейший и не может каждое открывающееся предприятие быть успешным. Более того, мы не стремимся просто увеличивать количество открытых компаний, мы заинтересованы иметь сильные предприятия, которые стабильно развиваются и могут делать реинвестиции в свой бизнес и другие направления. 

- Что вы думаете по поводу выхода товаров Бурятии на внешние рынки? Могут ли они быть там конкурентоспособными?   

- Здесь мы прорабатываем каждое направление отдельно, согласно его специфики. Например по блоку обрабатывающих производств можно выделить наши крупные предприятия: Приборостроительное объединение, Улан-Удэнский авиационный завод, ЛВРЗ и Улан-Удэстальмост. Другая группа -  лесоперерабатывающие компании – здесь тоже есть якорные предприятия и лидеры, несколько приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Что же касается легкой промышленности здесь можно выделить одного из резидентов промпарка - ГК «Ажур». Мы видим перспективы в этом направлении и планируем, что у нас появятся специальные программы именно под легкую промышленность.

Для каждого направления у нас есть свои инструменты развития – это кластеры и технопарки, дополнительные льготы и участие в федеральных программах.

А задачу вывода продукции на экспорт мы будем решать совместно с Торгово-промышленной палатой, которая активно помогает нам. Этим направлением будет профильно заниматься Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Также сегодня решается вопрос о создании торгового представительства в Китае. 

- Центр экспорта для всего, что производит Бурятия? И легкой промышленности и продуктов питания? 

- Да, мы говорим о всей промышленности. 

- А как обстоят дела с импортозамещением? Зачастую его понимают узко, как выращивание овощей, но ведь это же не только огурцы и помидоры. 

- Существует федеральный реестр импортозамещающей продукции и республиканский реестр. Про огурцы и помидоры не скажу, этим Минсельхоз занимается, как и переработкой продуктов питания. В рамках федерального реестра, надо сказать, программа импортозамещения в Бурятии реализуется довольно активно, более того: благодаря санкциям некоторые наши промышленные предприятия показывают рост производства. Так, по Улан-Удэнскому приборостроительному объединению  и Улан-Удэнскому ЛВРЗ, где сейчас производят продукцию, которая раньше поставлялась из-за границы, по итогам прошлого года объем производства импортозамещающей продукции составил более 600 миллионов рублей. Что касается регионального импортозамещения оно включает, в основном, легкую промышленность – производство трикотажа и одежды.

Предприятие может получить господдержку, если занимается выпуском импортозамещающей продукции, поэтому все дополнительные инструменты развития промышленности, которые мы создаем, тоже учитывают этот критерий. 

- То есть санкции нам помогают? 

- Развитию промышленности – да. Это же создание технологий и рабочих мест. И при этом региональный список импортозамещающей продукции мы формируем сами, а  для продукции подходящей под статус импортозамещающей на федеральном уровне мы готовим доказательную базу и направляем документы с предложением о ее включении в перечень Минпромторга России, а затем помогаем предприятию получить господдержку. 

- Алексей Сергеевич, что вы думаете по поводу бренда Бурятии? У нас постоянно идут споры, есть он или нет, и что это – одни говорят, омуль, другие вертолеты. Что думаете вы? 

- Очень интересный вопрос, до сих пор его мне не задавали. И я не задумывался, должен ли быть какой-то один выделенный монобренд. Думаю, что сама Бурятия - это уже бренд, у нас единственный и самый мощный бренд во все века был и остается Байкал. Именно так в России и мире видят республику. И связывать Бурятию только с омулем или только вертолетами не получится. Поэтому брендировать нужно саму Бурятию. 

- Спасибо за беседу.

Марина Иванова, Восток-Телеинформ.

Автор: ИА Восток-Телеинформ

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях