Общество
1142

Художник, рисовавший Сталина и всю Бурятию, отметил 90-летний юбилей

10 марта с днем рождения поздравляли заслуженного работника культуры РБ, ветерана войны и труда, журналиста Доржи Дымпиловича Гармаева

Фото автора

Человек непростой судьбы, он по сей день сохранил добродушие, чувство юмора и любовь к прекрасному. 

История Доржи Дымпиловича началась в далеком 1927 году. До появления на свет будущего художника его мать Шагдарай Намжил несколько раз теряла детей, не дождавшись их рождения. Узнав об очередной беременности, отец и мать Доржи обратились к ламе. 

- Расходитесь, если не хотите потерять и этого ребенка! - велел он встревоженным родителям. 

Страх перед пророчеством подтолкнул их к решению расстаться навсегда.

Роды были тяжелыми, и Шагдарай чудом осталась жива. Мальчик родился здоровым. Кто знал, что через тринадцать лет он все-таки потеряет ее – самого близкого и родного человека… 

Коза спасла жизнь семье

Детство мальчика протекало в маленьком улусе Дархинтуй Закаменского района. Время было страшное и голодное, кругом свирепствовали болезни. Со своей мамой Доржи жил в доме ее дяди и младшей сестры. 

- Кормиться нам было нечем – ни зернышка, только снег всюду, а я был совсем маленьким, - вспоминает наш герой. – Однажды дядя отправился в лес, прихватив ружье, хотя сам от голодной слабости едва стоял на ногах. Было еще очень холодно, и он надеялся подстрелить хотя бы ворону, чтобы накормить нас. Поднявшись на пригорок, дядя вдруг заметил вдалеке козу и убил ее. Но разделать тушу, а тем более утащить ее у него не нашлось сил. Тогда он зарезал ее и, попив горячей крови, постепенно набрался жизненной энергии. Нашу семью эта коза тогда очень выручила. 

Когда Доржи подрос, он научился ловко ловить рыбу. Благо ее в хрустально чистой реке Дархинтуйке было несчетное количество. Уловами хариусов и леньков мальчик прославился на все село – его даже прозвали «рыбным королем». Но самой большой наградой для маленького рыболова была довольная улыбка материнских глаз. 

От матери к сыну 

- Мама была настоящей художницей, швеей и мастерила изделия редкой красоты, - с улыбкой делится воспоминаниями Доржи Дымпилович. – Только ей было под силу за ночь сшить рубашку, починить обувь и приготовить мне еду. К ней приходили женщины, чтобы учиться шить. Могла она трудиться, не жалея себя – уйти на два дня в лес, не спать, не есть и приволочь мешок орехов. 

Совсем маленьким Доржи начал рисовать. Потом вырос и заменил в доме мужчину, мастерил все, что не так лежало, – труд был у него в крови. Когда в соседнем улусе открылась начальная школа, Шагдарай сразу же повезла туда сына. Она верила – его ждет другое будущее, и поэтому он обязательно должен учиться. 

- Однажды мама приехала ко мне в Санагинскую школу, где я учился в пятом классе, привезла еду и книгу. «Я привезла это тебе, сынок. Говорят, хорошая книга». Это была история ВКП(б) на бурятском языке, - рассказывает он. 

Когда Доржи было 13 лет, его матери не стало. Он признается: ее близкую смерть он чувствовал сердцем. Сдавая ее паспорт, он вырвал оттуда последнее, что от нее осталось – фотографию, и нарисовал портрет. Своему самому родному человеку Доржи Гармаев посвятил статью «Святой сыновний долг», читать которую невозможно без слез. Вот отрывок из нее. 

«У Доржи мама тяжело заболела, просили приехать на этой лошади». Болезнь-то ее была не страшной, даже в те времена – обратись она раньше к врачам – излечимая. Под утро мама пришла в сознание, увидев меня, стала просить идти ночевать к соседям. Видимо, никак не хотела, чтобы я запомнил и носил всю свою жизнь боль утраты самого дорогого человека. Я своим животом прижался к ее застывающим ногам, чтобы согреть их. Так, прикоснувшись своими ногами к телу своего единственного сына, она навеки уснула. Так в 13 лет я остался сиротой. Передо мной закрылся тот надежный, объятый маминой любовью океан, открылся таинственный, неведомый и не всегда добрый мир». 

Война и работа без сна 

Еще ребенком Доржи Гармаев начал усердно трудиться. Сначала окончил курсы колхозных счетоводов, потом устроился в родной колхоз, а после – в Закаменский райсобес бухгалтером. В разгар Великой Отечественной войны 17-летнего юношу призвали в армию. Так началась его девятилетняя служба Родине. За это время он обрел не только бесценный опыт, но и верных друзей, а также прославился своим талантом художника и выучил русский язык. 

Сначала Доржи служил в Иркутской области и посещал курсы младших командиров. Затем в составе Забайкальского фронта участвовал в войне с Японией, а потом пять лет работал в штабе главкома войск Дальнего Востока. В 1947 году, победив в конкурсе армейских художников, отправился в Хабаровск, в ставку маршала Малиновского. Там Доржи Гармаев был одновременно и художником клуба, и дежурным бюро пропусков комендатуры штаба. Находил он время и на учебу в вечерней школе при Хабаровском доме офицеров. На сон и отдых времени почти не было, ведь он не просто служил, а проходил настоящую школу жизни. 

Случай с портретом Сталина 

Однажды во время службы в клубе штаба Доржи Гармаев нарисовал портрет Сталина. Но подполковник, увидев это, стал кричать на него: «Немедленно сними! Чтобы рисовать вождя, нужно иметь разрешение!». Внезапно прибежал встревоженный начальник штаба: «Рядовой Гармаев, приведи себя в порядок! Комиссия из Москвы приехала!». Генерал, возглавлявший комиссию, и полковники были потрясены красотой и масштабом портрета. После этого подполковник вдруг стал бить себя в грудь со словами «Это мой солдат!». 

Главное – жить по совести 

Домой Доржи Гармаев вернулся лишь в 1953 году и почти сразу устроился в Иволгинский райком партии. Затем, после обучения в высшей партийной школе в Иркутске, полностью погрузился в творчество, найдя работу по душе и призванию. На тот момент он уже был семейным человеком и счастливым отцом. 

С 1962 года номера «Буряад yнэна» и «Правды Бурятии» начали выходить с рисунками молодого художника-ретушера. Плоды его труда – многочисленные портреты, пейзажи, юмористические зарисовки, плакаты и заголовки – считались не только украшением, но и изюминкой республиканских изданий. Профессия газетного художника в то время была очень востребована, ведь редакциям редко удавалось найти хорошие снимки для своих материалов. Именно его глазами читатели смотрели на героев публикаций. Работе в «Правде Бурятии» Доржи Дымпилович посвятил 30 лет своей жизни, попутно занимаясь оформлением книг Бурятского книжного издательства. 

Когда Доржи Гармаеву исполнилось 75 лет, в Художественном музее им. Ц. Сампилова состоялась выставка порядка 200 его работ. Скромный от рождения художник не организовал бы ее без подсказки и помощи верных друзей. Тогда он подарил музею города десятки портретов известных людей Бурятии. 

Наверное, безграничная любовь к родной республике и ее людям с детства помогала Доржи Дымпиловичу вкладывать душу в каждый портрет и пейзаж. Жизнь не раз давала ему шанс устроиться на руководящие должности, но всякий раз он отказывался от них, о чем не жалеет по сей день. Главное – жить по совести, стремиться к знаниям и заниматься любимым делом, говорит ветеран. 

Коллектив редакции «Информ Полис» поздравляет Доржи Дымпиловича Гармаева с 90-летием!

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях