Ещё не утихли страсти вокруг восьмилетней Виктории Стариковой, которую жюри известного шоу талантов довело до слёз, как разразился ещё один конфликт. В выпуске «Минуты славы», который вышел в эфир 4 марта, выступал танцевальный дуэт Алёны Щенёвой и Евгения Смирнова. Артисты представили пронзительный номер на песню Максима Фадеева «Вдвоём». После автокатастрофы Евгений лишился одной ноги, однако это не мешает молодому человеку оставаться профессиональным танцором.
После того, как в зале стихли аплодисменты, слово дали членам жюри.
- Это тот случай, когда не давят на жалость, а когда человек продолжает жить полной жизнью и доказывать всем остальным, более слабым, как надо это делать. Поэтому я, конечно, говорю «за», – отметил актёр и телеведущий Сергей Светлаков.
Известный журналист Владимир Познер признался, что восхищён Евгением Смирновым, но заявил, что его выступление … «запрещённый приём».
- Если человек выходит, как вы, без ноги, то как-то невозможно сказать «нет». Потому что это некий подвиг: человек сумел преодолеть то, что могут немногие. И в этом, на мой взгляд, вот эта «запрещённость». Меня вообще задевает, когда такие приёмы используют в искусстве. Их множество. Повторяюсь, что я восхищён, просто шляпу снимаю неоднократно, но буду голосовать против, – заявил он.
- Спасибо, это ваш выбор, – отметил танцор.
Актёр Сергей Юрский согласился с Познером. Он отметил, что увиденное – это искусство и подвиг, но добавил, что сделает из этого сочетания «другой вывод» и потому проголосует «за».
Как всегда отличилась актриса Рената Литвинова. Она «посочувствовала» Евгению Смирнову, назвав его «человеком-ампутантом» и предложила ему пристегнуть вторую ногу, «чтобы она не так очевидно отсутствовала».
- Он же не вышел и попросил: «Покажите крупным планом, что со мной произошло». На сцене был номер, «подкреплённый» правильной музыкой. Он станцевал как танцор, а не как калека, сделал то, что многие из нас с двумя ногами сделать не могут, – вмешался Светлаков.
После этого Литвинова, обращаясь к Евгению, сообщила, что он должен быть в проекте.
- Мне кажется, тут нечего обсуждать, – добавила она.
Ведущий Михаил Боярский обратился с пафосным спичем в адрес членов жюри, поблагодарив их за «искренность и честность». А вот зрители никакой искренности и честности в их словах не увидели. Более того – слова Познера и Литвиновой вызвали бурю негодования и возмущения по всей стране. После общественного резонанса они решили реабилитироваться и извинились перед Евгением Смирновым. Однако молодой человек в итоге решил покинуть проект – несмотря на попытки членов жюри отговорить его от этого шага.
- Люди есть люди. Мы не всегда можем управлять своими чувствами. Я бы не обращал внимания на то, что происходит вокруг. За вас проголосовало трое из четверых. Я был против и вы помните, почему. Я же говорил, что, в общем-то, восхищаюсь вами. И так оно и есть. И всё равно хочу принести свои извинения – не за то, что я сказал, а за то, что я сказал и не был понят правильно. Я очень прошу вас всё-таки участвовать в проекте, – заявил Познер, поднявшись на сцену.
В знак примирения Евгений Смирнов и журналист пожали друг другу руки.
- Зная вас и уважая вас как человека профессионального в своей деятельности, я пожал руку. Но, тем не менее, принял другое решение. В проекте я остаться не могу, потому что прекрасно понимаю: в связи с той ситуацией, которая сложилась вокруг, всё это может оказаться совсем по-другому. Я пришёл показать своё творчество, свой танец, показать, на что я действительно способен. Что я могу достигнуть многого. Но, к сожалению, оценили не мой танец, а мою группу инвалидности. И попросили скрыть это. А я, как живу, так и танцую, – отметил Евгений.
Слово вставила и Литвинова.
- Вы понимаете, я была также ранена вашим положением, как вы сейчас ранены. Я понимаю, что у вас на сердце. И в силу эмоционального отношения, что я не могу быть против такого человека, как вы, который преодолевает себя… Я не хотела говорить другое слово и применяла медицинский термин. Не могу не оценить вашей смелости, сил человека с ограниченными физическими возможности. Я хотела, чтобы вы продолжили, – подчеркнула она.
На правительственном брифинге 13 февраля эту ситуацию прокомментировала председатель регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых.
- Говорить о какой-то «эксплуатации» инвалидностью неправильно. Вообще было непонимание самой сути человека, который передвигается без ноги. Рената Литвинова предложила ему прицепить протез. Но на нём даже ходить невозможно с таким уровнем ампутации. К человеку, который живёт и передвигается таким образом, нужно относиться более толерантно. Мне понравилась его жёсткая позиция, когда ему предложили вернуться в проект. Я бы на его месте сделала то же самое и это абсолютно правильно. И при всём моём уважении к Познеру нормальных извинений от него я, честно говоря, не услышала. Это было какое-то уговаривание, – рассказала она. – Первый канал очень ярко показал, как мы относимся к людям с инвалидностью и воспринимаем их.
Что подтолкнуло актрису и телеведущего дать такую оценку таланту Смирнова – цинизм или элементарная невоспитанность – Галина Горбатых сказать затруднилась.
- Это не просто обыватели, а люди, которые бывали за границей, которые достаточно хорошо информированы… Если бы подобный случай произошёл в Канаде, где я училась, его бы расценили как дискриминацию по признаку инвалидности. Требовалась объективная оценка. Не говорю, что Евгений показал высокий уровень мастерства – мне сложно об этом судить. Но подобных высказываний об «эксплуатации» инвалидностью быть не должно, – считает глава «Общества без барьеров».