Многие, даже несмотря на отголоски экономического кризиса, планируют поездки на отдых в другие города и страны. По этой причине актуальным становится вопрос о ценах на дорогу. Насколько повысилась стоимость авиа- и железнодорожных билетов в 2016 году? И планируется ли «скачок» в нынешнем?
Железная дорога
Как сообщает федеральное агентство РЖД-Партнер.ру, средние цены на железнодорожные билеты выросли в 2016 году на 5,9%. Средняя стоимость билета увеличилась приблизительно с 2459 до 2605 рублей. Таким образом, рост примерно соответствует уровню инфляции в 2016 году - 4,96%.
Что касается цен на зарубежные направления, то самый ощутимый скачок почувствовали те, кто отправлялся в страны бывшего Советского Союза. В этом сегменте цены на билеты выросли от 3802 до 4337 рублей (на 14%). Путешествие в города Европы обходилось на 0,5% (с 6026 до 5994 рублей). Билеты по России выросли в цене не столь значительно, как за границу, - на 5,2% (с 2384 до 2508 рублей).
- В прошлом году билеты по России также выросли в цене примерно на 5% по сравнению с 2014 годом, а в страны ближнего зарубежья – на 15%. А вот с европейским сегментом в 2016 году тенденция обратная: в этом году наблюдается небольшое снижение средних цен, тогда как в прошлом году было заметно повышение примерно на 9%, – комментировали аналитики Туту.ру федеральному изданию.
Учитывая аналитику за последние три года, можно прогнозировать рост средних цен на ж/д билеты в 2017 году на 5 - 7%. Вероятно, билеты по России вырастут в цене не более чем на 5 - 6%.
Судя по тому, как вели себя цены на европейские направления, можно предположить, что они или останутся на уровне 2016 года, или будут показывать умеренный рост - не более чем на 5 - 7%. В 2014 - 2016 годах средние цены на билеты в страны ближнего зарубежья росли на 14 - 15% в год, подобного роста можно ждать и в 2017 году.
Данные федеральных СМИ подтвердили и в пресс-службе ОАО «РЖД». Так, средняя стоимость проезда в поездах дальнего следования в 2016 году повысилась по сравнению с 2015-м: в плацкартных вагонах - на 4%, в купе - на 5%. А в 2017 году нас ждет увеличение стоимости проезда в поездах дальнего следования на 2,5% (плацкартные вагоны) и 3,9% (купе).
Дневная скорость
В декабре прошлого года был запущен скорый пассажирский поезд 250/249 Иркутск - Улан-Удэ. По предварительным расчетам специалистов, количество перевезенных пассажиров в новом поезде может превысить 120 тысяч человек в год. Уже известно, что за период от 20 декабря 2016-го по 15 января 2017 года свыше 3500 человек успели оценить новый поезд. Однако в связи с малым сроком курсирования говорить о его окупаемости преждевременно. Первые данные по итогам работы данного поезда будут сформированы в начале февраля 2017 года.
Если рассуждать, возможно ли, что подобные поезда будут запущены до не менее популярной у улан-удэнцев Монголии, то нам пояснили, что такое может быть.
- Назначение дополнительных международных поездок возможно при условии их целесообразности, экономической эффективности и согласовании графика движения данных поездов по территориям обоих государств на заседании дорог, участников ОСЖД (организации содружества железных дорог), - подчеркнули в пресс-службе.
Авиабилеты
Если говорить о стоимости авиабилетов, то здесь все зависит от авиакомпаний. Но в большинстве случаев авиаперевозчики не рискуют поднимать цены в период продаж. Особенно на сезон летних отпусков. И, как отметил нам представитель авиакомпании «Якутия» Владислав Анкудинов, в этом году резкого «скачка» стоимости на авиабилеты не ожидается.
- Цена билетов формируется из 20 - 25 факторов. В первую очередь цена зависит от стоимости керосина. Если цена топлива поднимается, соответственно, поднимется цена и на билеты. Но в ближайшее время, примерно полгода, это не прогнозируется. В 2016 году по сравнению с 2015-м цена билета повысилась, но незначительно. Если брать средний тариф, то цена осталось примерно одинаковая, - подчеркнул представитель авиакомпании.
Из чего складывается стоимость авиабилета?
Цены на билеты устанавливаются авиакомпанией в зависимости от многих факторов. Но одни из главных пунктов - это тариф, ставки и сборы.
Тариф — это база, от которой в основном и зависит цена билета. То есть это стоимость перелета, установленная авиакомпанией. Величина тарифа зависит от политики авиакомпании, протяженности маршрута, стоимости авиатоплива, наличия конкуренции на данном маршруте, сезонности (например, весной и летом, в сезон отпусков, тарифы повышаются) и т.п.
Ставки и сборы – это «цена» за наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров, обеспечение авиационной безопасности т.п. Устанавливается аэропортом, основные из которых утверждаются УФАС России.
- Аэропорт Байкал делает все возможное для минимизации этой части затрат: предоставляет скидки авиакомпаниям, тарифы на обслуживание длительное время не повышались. На сегодняшний день стоимость обслуживания воздушных судов в аэропорту Байкал ниже данной стоимости в аэропортах Иркутска и Читы. Стоит отметить, что стоимость аэропортового обслуживания в цене авиабилета невысока. В мировой практике она составляет около 6%,- отметили в пресс-службе аэропорта.
Там также подчеркнули, что цена может «скакать» если меняются цена на топливо или мировой курс валют: чаще всего стоимость устанавливается в долларах или евро. От их курса зависит, какая в итоге цена на авиабилет будет предложена пассажиру. Кроме того, окончательная стоимость может зависеть также от наполняемости самолета, акций, скидок, сезонности рейсов и т.д.