Байкал
4485

«The New York Times»: «Жизнь на озере превратится в «бордель»

Известная американская газета назвала сортиры и китайцев главной угрозой для Байкала

Фото: архив infpol.ru

Статья под названием «Будущее российского озера зависит от туристов и туалетов» появилась в  «The New York Times» в минувший понедельник. Её перевод опубликовал сайт «InoPressa»

- Туалеты – главный предмет разговоров на озере Байкал в эти дни, по крайней мере, среди людей с экологическим сознанием, – отмечает автор публикации Нил Макфаркуар. – Годами главным воплощением зла для них был Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, располагавшийся на побережье и изрыгавший загрязнения в великолепное озеро, которое содержит примерно пятую часть пресных вод (не в виде льда) на поверхности Земли.

Однако после того, как три года назад БЦБК закрылся, битва за сохранение Байкала переключилась на другие темы, пишет издание.

- Некоторые считают, что новая борьба даже сложнее: потребуется изменить повседневные привычки людей, которые издавна живут в этом удалённом уголке Сибири, а также контролировать растущий приток в основном китайских туристов, для которых озеро стало романтичным направлением для путешествий, – говорится в статье.

Американский журналист пообщался с 55-летней Мариной Рихвановой – сопредседателем иркутской общественной организации «Байкальская экологическая волна»,  которая сделала защиту озера целью своей жизни. Когда активистка впервые появилась на Байкале в 1990-е годы, требуя закрыть комбинат, жители презирали её, так как она подвергала угрозе единственного работодателя в округе.

- Кто-то ещё продолжает таить негодование, но многие из тех, кто хотел иметь стабильное рабочее место на государственной фабрике, переехали, и менталитет поменялся, – подчёркивает «The New York Times».

Рихванова потратила премию размером в 25 тысяч долларов на спонсирование девяти из 60 проектов, представленных на конкурс, который она организовала для жителей с целью создания экологичных рабочих мест.

- Нужно было преодолеть советскую инертность и заставить людей поверить в себя, – поделилась общественница.

Однако больше всего специалисты озабочены туристическим бумом, отмечается в статье. После падения рубля в 2014 году на озеро устремились жители Поднебесной.  «The New York Times» напоминает: недавно команда российских и китайских инвесторов  объявила о своих планах потратить более 11 миллиардов долларов на строительство гостиниц и другой инфраструктуры для туристов.

- Экологи обеспокоены тем, что, если план будет осуществлён, жизнь на озере превратится в «бордель», а экологии будет нанесён вред, – сообщает издание.

Директор Байкальского государственного природного биосферного заповедника Василий Сутула заявил: он подумывает о том, чтобы добавить для посетителей подписи на китайском под описаниями флоры и фауны. Однако отметил: если место для этого не готово, ни о каких туристах не может быть и речи. По мнению Сутулы, туалеты, экологические тропинки и домики для гостей важнее подписей на родном языке.

- При огромном размере России сложнее всего здесь донести мысль о том, что ресурсы ограничены. При загрязнении почвы или воды всегда можно было найти новые в другом месте. Именно такое отношение и пытается изменить природный заповедник, – пишет американская газета.

По мере того, как озеро привлекает всё больше людей, экологи сосредоточены на практически полном отсутствии как водоочистительных заводов, так и биологических туалетов, которые производят компост, а не сточные воды.

- Туалеты, кухни все загрязняющие вещества оттуда текут в почву, а потом – прямиком в Байкал, – говорит Марина Рихванова.

«The New York Times» подчёркивает: сегодня предприниматели пытаются внедрять новшества вроде экологичных отелей, выращивающих саженцы местных вымирающих растений. Организация «Великая Байкальская тропа» каждое лето привлекает тысячи волонтёров, которые помогают прокладывать прогулочные тропы. В планах значится и строительство экологичных туалетов.

- Всё это говорит об изменившемся менталитете, однако Рихванова считает преждевременным говорить, что битва за Байкал выиграна, – подытоживает автор.

«Наблюдать со стороны»

Отметим, эксперты уже давно бьют тревогу из-за «наплыва» китайских туристов на Байкал: они опасаются иностранной «оккупации» священного озера. Минувшей осенью на эту проблему обратил внимание орнитолог  и эколог Виталий Рябцев. Он заявил: на фоне  сокращения количества туристов из Европы, США и Японии – в большинстве своём «экологически воспитанных», на побережье Байкала  наблюдается взрывной рост численности гостей из Китая, которые к природе относятся ещё более потребительски, чем россияне. Бизнесмены из Поднебесной покупают турбазы и земельные участки и создают сугубо китайскую туристическую инфраструктуру. Так, минувшим летом в Хужире появилась первая китайская гостиница, причём весьма «вместительная».

Эколога беспокоит, что вскоре туристы из КНР будут проживать на Ольхоне только в китайских гостиницах и обслуживаться только китайским персоналом, включая водителей и гидов. 

- А местным жителям останется лишь наблюдать за этим турпотоком со стороны, как и за процессом деградации природы, –  подчеркнул он Виталий Рябцев. 

Учёный даже предложил наложить мораторий на строительство новых турбаз и гостиничных домов на Ольхоне и ограничить возможности иностранцев владеть и заниматься туристическим бизнесом, руководствуясь опытом Таиланда.

Напомним, в мае на встрече с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко инвесторы из КНР проявили интерес к развитию туризма и гостиничного бизнеса на Байкале.

- Сегодня для наших путешественников самое перспективное направление – это озеро Байкал. Рассчитываем, что через какое-то время в результате наших совместных усилий вы сможете принимать здесь один миллион китайских туристов в год, – заявил тогда глава китайской делегации Вэй Сяоань.

А к 2025 год  турпоток на Байкале планируется увеличить до пяти миллионов человек. К слову, отель «от китайских инвесторов» может появиться и на бурятском побережье. Соответствующее соглашение бизнесмены из Поднебесной подписали с фондом регионального развития летом 2015 года. Сам гостиничный комплекс представляет собой многоэтажное здание купольного типа на 660 номеров, а размер холла в диаметре, согласно проектной документации, достигает 100 метров.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях