В последние годы Россия набирает всё большую популярность среди гостей из Поднебесной. Большинство из них – пенсионеры, которые интересуются «красными маршрутами», связанными с коммунизмом, а также Москвой и Петербургом. А вот китайская молодёжь предпочитает приключенческий и экологический туризм. На неё сегодня и делают ставку крупнейшие туроператоры страны. Молодых путешественников из Поднебесной хотят заманивать в Россию Байкалом и северным сиянием. «Рекламировать» священное озеро будут в соцсетях.
- В числе направлений туризма в России, которые мы собираемся продвигать в китайском сегменте Интернета – Байкал, Якутия, Камчатка, Мурманская область, где можно увидеть северное сияние. В целом среди молодёжи можно больше рекламировать зимний, «белый туризм», а не «красный», – рассказал «Известиям» руководитель национального туристического офиса «Visit Russia» в Шанхае Евгений Панченко.
«Нет культуры»
Несмотря на рост турпотока из Китая, проблем с логистикой и приёмом гостей меньше не становится. В их числе – нехватка гостиничных номеров в северной столице. К тому же некоторые московские и питерские отели ещё осенью собирались повысить цены на проживание. С определёнными трудностями при приёме иностранных туристов сегодня сталкивается и Бурятия. На одном из правительственных брифингов глава комитета по туризму республиканского Минэкономики Баярма Цыдыпова сообщила, что местным сервисом они не очень-то довольны.
- Если сравнивать нас с КНР, конечно, есть к чему стремиться. У них есть и скоростные поезда, и туристические автобусы, и очень хорошая инфраструктура. Когда китайские туристы приезжают в Бурятию и не видят этой инфраструктуры, это их, можно сказать, удивляет. Надо работать и над качеством. Сегодня туризм у нас ручной: надо «бежать» впереди группы, смотреть, всё ли в порядке в отеле. Большую роль играет организация питания. Если мы показали Байкал, какие-то достопримечательности и при этом плохо покормили, существует большая вероятность, что турист к нам больше не вернётся, – пояснила Баярма Цыдыпова.
По мнению главы комитета по туризму, в сфере общепита в республике нет того уровня обслуживания клиентов, которым могут похвастаться западные регионы.
- Там директор или собственник ресторана интересуется у посетителей, всё ли им понравилось, желает приятно провести время, а в конце вечера приглашает вернуться. У нас этой культуры, к сожалению, нет, – отметила она.
Зачастую проблемы, по словам Баярмы Цыдыповой, связаны с нежеланием предпринимателей «вкладываться» в персонал.
«Чиновники самоустранились»
Впрочем, и продвижение Бурятии на китайском медиарынке вызывает сегодня не меньше вопросов. Ещё в 2013 году республиканское агентство по туризму решило «повысить узнаваемость» региона среди жителей Поднебесной при помощи 15-секундного тематического ролика. Его планировали «крутить» в эфире китайского телеканала CCTV не менее 25 раз в течение 20 дней, причём вне рекламных блоков. Работу заказчик оценил в 4 миллиона 900 тысяч рублей.
Известный в Бурятии журналист и продюсер, гендиректор ООО «Алтаргана» Норжима Цыбикова отмечает: требования, прописанные в конкурсной документации, вызвали у неё и прокатчиков CCTV недоумение.
- Техзадание было заведомо неэффективным – как, собственно, и само решение подобным образом «продвигать» республику как туристический регион. Требовалось в течение месяца ежедневно показывать по одному ролику, что само по себе ставит под сомнение эффект вложенных средств. У меня лично сложилось впечатление, что техзадание прописывали люди, далёкие от телевизионного маркетинга, – отмечает Норжима Цыбикова. – Потом выяснилось, что и сам проект не подвергался анализу по части технологии размещения. Для CCTV это был вообще первый опыт общения с российским регионом. Потом оказалось, что каждое слово в тексте требует официального подтверждения, например, что Бурятия – «восточные ворота России», а «нерпа – эндемик Байкала».
У посольства России и вовсе потребовали доказательств, что республика является частью страны.
- Это лишний раз показало, что наши чиновники, объявляя подобный конкурс, не просто были не в курсе подобного порядка вещей – они самоустранились. А менеджеры CCTV аккуратно интересовались у меня: «Почему вы так странно расходуете деньги»», – рассказала Норжима Цыбикова.
Несмотря на ряд трудностей, ролик о Бурятии жители Китая всё же увидели.
- Я просто неделю методично ходила из офиса CCTV в посольство России в Пекине. Благо, это недалеко. Надо ведь понимать, что контракт был страшно ограничен во времени. К чести «посольских», они как могли, содействовали. Но без друзей в Пекине этот проект должен был с треском провалиться. Меня пригласили в качестве оператора и мне было интересно получить такой опыт, – подчеркнула продюсер.
У Норжимы Цыбиковой есть опыт продвижения Бурятии и на телевидении Внутренней Монголии
- Тот проект был чуть раньше. В бытность моей работы на «Ариг Ус» мы совместно с главным каналом Внутренней Монголии «Одон», который вещает на аудиторию в 53 миллиона зрителей, затеяли конкурс вокалистов «Гурбан Дабаан». В нём принимали участие исполнители из Монголии, Китая и Бурятии. С «Одон Телевиз» приехала бригада с мини-ПТС (передвижная телевизионная станция – прим. ред.), которая, кроме телеверсий конкурса, сняла целый цикл программ о республике. Позже в течение месяца эти материалы шли в эфире крупнейшей телекомпании Внутренней Монголии, – вспоминает она. – Так вот, на этот проект не выделили ни рубля из бюджета. А на прокат ролика в 15 секунд направили 5 миллионов. Что называется, почувствуйте разницу. У меня не проходит ощущение, что у нас на площади Советов до сих пор не знают, что с этим туризмом надо делать.