Психологи уверены – получать нужно ту специальность, к которой есть способности и к которой тянется сам подросток. Иначе диплом так и останется формальной корочкой. Мы же со своей стороны сделали подборку нужных в республике профессий.
О том, каких кадров не хватает Бурятии, становится известно по заявкам от работодателей со всей республики. Руководители организаций благодаря такой системе могут получить специалистов с необходимыми профессиональными знаниями, выпускники – трудоустроиться по полученной специальности, а школьники – выбрать будущую профессию.
Полученные результаты учитываются при распределении бюджетных мест в вузы и ссузы: именно в соответствии с ними государство предпочитает выделять деньги на обучение по тем или иным специальностям.
Составляет списки востребованных специальностей Минэкономики республики вместе с работодателями, отраслевыми министерствами, администрациями районов и Союзом промышленников и предпринимателей.
По данным за 2015 год, наибольшим спросом у работодателей Бурятии пользовались специалисты строительных специальностей, транспорта и связи, преподаватели и медицинские работники. Впрочем, данные актуальны и по сей день.
Топ-10 востребованных профессий в Бурятии
* По данным на конец 2016 года
- водитель – 1532
- продавец – 605
- врач – 590
- повар – 574
- плотник – 354
- инженер – 340
- учитель – 232
- электросварщик – 219
- страховой агент – 175
- консультант – 155
О чем стоит знать при выборе специальности? Три составляющих успеха и пять распространенных ошибок.
Чтобы принять правильное решение, необходимо учесть не только свои желания, психологические особенности и возможности, но и потребности общества. Необходимо осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о выбранной специальности, это ее название.
Сделать правильно выбор - значит найти профессию, которая:
А. Интересна и привлекательна. «ХОЧУ» - это те занятия, которые ты делаешь с интересом, желанием и по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счете, больше зарабатывать.
Б. Доступна и посильна. «МОГУ» - это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. Например, в каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаешь или начинаешь нервничать (злиться, теряться и т.д.), а в других - за тобой не угонишься, а главное, ты занимаешься им с удовольствием и без устали.
В. Имеет спрос на рынке труда. «НАДО» - это знания о перспективных отраслях народного хозяйства – о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.
Советы абитуриентам:
- проанализируй свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;
- ознакомься с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);
- изучи требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;
- узнай пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в птузах, ссузах, вузах);
- выясни, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;
- поучаствуй в работе соответствующего кружка, факультатива, проверь на практике свои способности и возможности;
- побеседуй со специалистами и посети их рабочие места;
- получи консультацию в кабинете профориентации и пройди практику по избранной профессии;
- прочитай справочную литературу на тему «Куда пойти учиться?».
Типичные ошибки при выборе профессии:
- Выбор профессии без учёта своей профессиональной пригодности.
- Ориентация на выбор сверстников.
- Ориентация на внешние характеристики профессии.
- Ориентация на престиж профессии.
- Игнорирование своих психофизиологических особенностей.
Родителям на заметку! Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Но тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности, все же больше. Что делать родителям в такой ситуации?
- Информацию о профессиональных планах ребёнка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
- Если старшеклассник не может чётко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связано.
- Полезно предложить ребёнку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
- Если вас огорчает профессиональный выбор ребёнка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чём основан его выбор.
Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. - Помогите своему ребёнку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
По материалам Республиканского агентства занятости населения Бурятии.