Зорикто Доржиев 17 марта стал «Заслуженным художником Бурятии. Церемония награждения состоялась в рамках расширенной коллегии министерства культуры республики, сообщила пресс-служба ведомства.
- Он показал мне, что художник – это некий сгусток энергии, который, поглощая информацию, выносит ее на холст каким-то невообразимым образом. В детстве мне казалось, что это какой-то сакральный процесс, – рассказывает Зорикто Доржиев.
Отец никогда не говорил ему, что нужно делать, какие использовать цвета. Он говорил, что нужно быть искренним.
- Когда в том, что ты делаешь, есть твои искренние порывы, первоначальная мысль, возможно, совсем нечеткая, начинает обретать форму и энергетику. Когда зритель начинает обсуждать картину, постепенно она перестает быть твоей, уходя в самостоятельный полет. Если ты можешь это запускать такие цепочки бесконечности, то это классно.
Был у художника и период сомнений.
- Вокруг меня творили дизайнеры. «Вот эти люди делают по – настоящему нужное дело. А что я – художник? Кому это надо?» – думал я, – вспоминает мастер о периоде учебы в Красноярском государственном художественном институте.
Он даже пытался перевестись на дизайнерский факультет.
- Мне, слава богу, отказали, и довольно скоро я уже не сомневался в своем выборе: я – художник.
Впереди его ждала Третьяковка, но кто тогда об этом знал? Перед открытием выставки в Третьяковской галерее, однако, переживал так, что к моменту открытия …был совершенно спокоен.
- Когда начинаются хвалебные речи, я внутренне весь напрягаюсь и чувствую, как из меня уходит что-то драгоценное, жизненно необходимое.
- Успех – это хитрая штука, которая дает некоторую уверенность. Отчасти, это привязка к мнению других людей. Успех – это завершение одного этапа и повод идти дальше.
Его картины как его дети. Он может понимать, что сейчас сделал бы все иначе, но… «ребенок» уже готов и давно живет самостоятельной жизнью.
- Если сейчас я смотрю на какие-то вещи по-другому, это значит, что надо сделать заново.
Его картины полны тонкого юмора. На страшный вопрос: «О чем эта картина?», художник отвечает разными историями, озорно предвкушая, как однажды эти версии встретятся.
- Мне однозначно тесно быть только в рамках художника – живописца. Наверное, я в этой жизни проживаю несколько жизней. Иногда, по прошествии времени, мне кажется, что в разные периоды моей жизни это был разный я. Чем старше, тем менее подвижным становишься, а может, просто устаешь от каких-то вещей. Но когда соприкасаешься с другими сферами, понимаешь: еще все впереди. Например, так случилось, когда я начал пробовать лепить. Я понял тогда, что есть еще масса областей, в которых можно приложить свои усилия. Нужна только смелость.
Зорикто Доржиев родился в Улан-Удэ в 1976 году. В 1996-м окончил
Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002-м с отличием окончил Красноярский Государственный художественный институт, кафедру живописи (мастерская А.М. Знака). В период 2003-2005 стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств отделения Урал, Сибирь, Дальний Восток (рук. А.П. Левитин) в Красноярскe. Участник многих региональных, российских и международных выставок. Зорикто Доржиев работает в живописи, графике, скульптуре, видеоарте. Участвовал в создании костюмов к фильму «Монгол». Также участвовал в работе над кинофильмами «Небесные жёны луговых мари» (режиссёр А.С. Федорченко), «Дом солнца» (режиссёр Гарик Сукачёв). Зорикто Доржиев иллюстрировал несколько книг, в том числе «Жестокий век» Исая Калашникова. В 2011 году Доржиев представил разработанную для iPad книгу-приложение «ZORIKBOOK»