О том, что китайцы хотят спасаться от засухи за счёт Байкала, стало известно в начале марта. Как сообщил ТАСС со ссылкой на британскую газету «The Guardian», перекачкой пресной воды из озера заинтересовались власти города Ланьчжоу, расположенного на севере китайской провинции Ганьсу. В Поднебесной уже разрабатывают соответствующий проект. Трубопровод протяжённостью в 1000 километров планируют провести от юго-западной оконечности Байкала до Ланьчжоу через территорию Монголии и горный проход Хэси. Инициаторы намерены обсудить этот вопрос с российской стороной после завершения технико-экономического обоснования.
Строительство водопровода позволит решить проблему с нехваткой воды в засушливом регионе страны, пишет «The Guardian». Издание сравнило масштаб этой инициативы с гипотетической попыткой перекачки воды из озера Комо на севере Италии в британскую столицу.
Между тем, в минприроды сообщили, что подобные проекты в России сегодня даже не обсуждаются, передаёт ТАСС.
- Сейчас с точки зрения экономики и экологии всё это пока выглядит как научные фантазии, – заявил журналистам директор департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометерологии федерального ведомства Дмитрий Кириллов. – Никаких таких мероприятий (в схемах использования водных ресурсов – прим. ТАСС) не запланировано, их реализация – это не вопрос ни сегодняшнего, ни завтрашнего дня.
«Без ущерба для Байкала»
В необходимости «перекачки» байкальской воды сомневаются и учёные. По мнению специалистов из Бурятии и соседнего Приангарья, амбициозный проект не оправдает затрат.
- Зачем тратить такие деньги на хозяйственную воду, не очень понятно. Гораздо логичнее организовывать розлив высококачественной питьевой воды на берегу озера и доставлять в Китай уже бутилированную, – отметил в разговоре с ТАСС директор Лимнологического института Сибирского отделения (СО) РАН Андрей Фёдоров
Такого же мнения придерживается и директор Байкальского института природопользования СО РАН Ендон Гармаев. По его словам, в поставках питьевой фасованной воды «ничего плохого нет».
- По нашим расчётам, в год без ущерба для самого Байкала и его экосистемы для производства допустимо использовать три кубокилометра воды. Это в 20 раз меньше, чем за год сбрасывается через Иркутскую ГЭС (около 60 кубокилометров – прим. ТАСС) и 0,01% от всего объёма озера, – пояснил учёный.
Гармаев добавил, что экспорт бутилированной питьевой воды в таких незначительных масштабах вполне осуществим и мог бы быть полезным для экономики Бурятии.
- В своё время я поддержал инициативу экс-главы республики Вячеслава Наговицына по реализации подобного проекта, о котором стало известно в конце 2015 года, – напомнил он.
Речь идёт о заводе по розливу байкальской воды в селе Выдрино Кабанского района Бурятии. Напомним, два года назад власти республики подписали с пекинской компанией «Цзинь Бэй Юань» соответствующее соглашение о сотрудничестве. Сам проект носит название «Строительство производственно-логистического центра по добыче бутилированнной воды Байкала». Срок его реализации – пять лет. Ожидаемая производственная мощность будущего завода – до 2 миллионов тонн в год. Осуществлять розлив воды планируется на месте. А со временем в Выдрино хотят наладить производство пластиковой тары. В правительстве подчёркивали, что всё это позволит обеспечить рабочими местами до 500 человек. Из них 70 % составят местные жители. Воду из Байкала хотят продавать в Китае под маркой «Колодец земли». Как сообщили агентству в Фонде регионального развития Бурятии, инвестор уже вложил в проект 150 миллионов рублей. Сейчас идут предпроектные работы. По мнению учёных, производство питьевой воды предпочтительнее ещё и потому, что в таком случае контролировать работающее на озере предприятие будет проще.
Неосязаемый проект
Ранее министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов в беседе с корреспондентом ТАСС подчеркнул, что оценивать планы китайских соседей сейчас очень сложно, тем более что никакой официальной информации по этому поводу пока нет.
- На нас никто не выходил, данных о желании построить трубопровод в КНР у нас, кроме как из СМИ, нет. Даже не могу сказать, насколько он реален. Чтобы иметь хоть какое-то представление, нужно знать все параметры, – отметил глава Минприроды.
Учёные также не владеют информацией о характеристиках проекта и это не позволяет полностью его проанализировать.
- Оценить экологическую безопасность можно будет только тогда, когда станут понятны предполагаемые объёмы откачки воды из озера, – говорит Андрей Фёдоров.
Он напомнил, что в последние годы Байкал испытывает «недостаток притоков». Каких-либо заказов на проведение оценки по этому поводу ни в Лимнологический институт в Иркутске, ни в Байкальский институт в Улан-Удэ не поступало.