Алексей Цыденов
13334

Кому не по пути с Цыденовым?

Сразу несколько бурятских министров находятся под угрозой увольнения

Рисунок: Валерия Дашиева

На днях ушел руководитель группы советников главы Бурятии Марк Калашников. Теперь людям интересно, оставит ли Цыденов в своей команде чиновников, которые еще при Наговицыне оказались в центре скандалов. Вспомним о самых громких из них. 

Калашников начинал свою карьеру на площади Советов еще при Леониде Потапове. На смену Калашникову пришел Валерий Галицкий, помощник Алексея Цыденова в бытность его замминистра транспорта России. В соцсетях разные мнения об уходе Калашникова. Некоторые сетуют, что не с того начал Цыденов, что советник не столь значимая фигура в правительстве, чтобы влиять на ход развития экономики и других важных сфер региона. 

«Нездоровая» отрасль

Рекордсменом по «скандалам» давно является министр здравоохранения Валерий Кожевников. Не успели стихнуть страсти вокруг умершей от аппендицита жительницы Кабанского района, как арестовали главврача Детской клинической больницы с центром медицинской реабилитации Баира Балханова. Его подозревают в хищении крупных денежных средств. И это не первый арест высокопоставленного чиновника из сферы медицины. В 2014 году директор государственного предприятия «Бурят-Фармация» Ханхай Монголов оказался в СИЗО и под домашним арестом, а в 2015-м лишился депутатского мандата. По версии следствия, на посту руководителя предприятия он совершил противоправное деяние. 

В 2013 году с грандиозным скандалом открылся в Улан-Удэ онкологический диспансер. Его строительство сопровождалось жалобами местных жителей о загрязнении их дворов мусором, невыплаченной зарплате рабочим. Дошло до версий о том, что онкодиспансер пропускает радиационное излучение. В начале того же 2013 года прокуратура Бурятии обратилась с иском к Минстрою республики и строителям о возврате части бюджетных денег. Она пришла к выводу, что субподрядчик строительства онкодиспансера получил их незаконно. 

Неудивительно, что министр Валерий Кожевников несколько раз пытался уйти из «нездоровой» отрасли. Были версии, что он хотел сдвинуть с места зампреда по социалке Владимира Матханова, примерял кресло руководителя полномочного представительства Бурятии в Москве. Напомним, что в министры Кожевников пришел с поста главврача станции скорой медицинской помощи в августе 2002 года. Тогда он снял свою кандидатуру с выборной гонки в Народный Хурал по Шишковскому избирательному округу, где конкурировал с небезызвестной Анной Скосырской. Считается, что Кожевников является протеже экс-мэра Геннадия Айдаева, который участвовал в его продвижении на руководящие посты в медучреждениях Улан-Удэ. 

Вечный врио 

С сентября прошлого года Минобраз Бурятии временно возглавляет Баир Жалсанов. Руководителем с приставкой врио он стал после победы министра образования и науки Алдара Дамдинова на думских выборах. Своего коллегу депутат Госдумы в свое время охарактеризовал «как профессионала, бывшего директора школы, обладающего всем необходимым опытом» для занятия поста министра. Но сейчас, однако, заговорили о том, что для министра Баир Жалсанов не компетентен во многих вопросах. К тому же с 2014 года за ним тянется шлейф неприятных историй. 

Он пересел в кресло замминистра с директорского стула. Заговорили о том, что его продвигали высокопоставленные родители учеников Республиканского национального бурятского лицея-интерната № 1. Основанием для таких версий послужило превращение интерната для детей сельских тружеников в элитный лицей. Там действительно можно увидеть детей и внуков городских начальников, известных людей. Говорят, консультации на площади Советов активно вел лидер «справедливороссов» Бурятии Иринчей Матханов, его дети — лицеисты. 

При этом в руководящей должности в Минобразе у Жалсанова не сложились отношения с частью депутатов Хурала, которые хотели видеть другого человека директором лицея. Недовольные депутаты направили Счетную палату, которая выявила нарушения в деятельности лицея-интерната за период, когда директорствовал Жалсанов. Большие вопросы об эффективности затрат на бурятский язык в школах задает Хамбо лама Дамба Аюшееев, чье покровительство многое значит для чиновников. 

Из явных плюсов Баира Жалсанова — сын агинских степей в совершенстве владеет бурятским языком. По слухам, агинская диаспора в Улан-Удэ проводит консультации с нужными людьми, чтобы те замолвили слово за Жалсанова перед врио главы Алексеем Цыденовым. Якобы диаспора выходила на сенатора Баира Жамсуева, чтобы тот по-землячески поговорил с Цыденовым о креатуре Жалсанова. 

Культурные скандалы 

Культуру Бурятии, где работают творческие и, следовательно, ранимые люди, всегда сопровождают скандалы. На фоне свежего скандала с Бурятской филармонией еще одним возможным кандидатом на вылет может оказаться Тимур Цыбиков. Как известно, дело филармонии получило дальнейшее развитие. Пострадавшая Наталья Уланова подала апелляцию в Верховный суд Бурятии на обжалование приговора в отношении ее. Еще свежо предание с ситуацией в театре русской драмы. Многолетнего его директора Петра Степанова обвиняли в продаже левых билетов. Под давлением известных деятелей, в том числе владыки Савватия, Цыбиков продлил контракт со Степановым, чем вызвал нелицеприятные отзывы о себе у части культработников. Между тем, как полагают эксперты, у Цыбикова выдающаяся способность разруливать неприятные ситуации. Он быстро уладил скандал с массовой дракой артистов в театре оперы и балета, история которой прозвучала в «Вечернем Урганте». Сумел понизить тонус разговоров о супругах Жамбаловых, которые якобы театр бурдрамы превратили в семейную вотчину. Единственное учреждение культуры, которое находится в здоровой оппозиции к министру, — это театр «Байкал». Без должного финансирования и своего здания его артисты продвигают культуру Бурятии на разных площадках страны и мира. 

— Государственные деньги тратятся неэффективно. Политика министерства должна поменяться по отношению к национальной культуре. Культура бурят, эвенков, семейских должна стать брендом республики, — высказывался директор театра Дандар Бадлуев на парламентских слушаниях по культуре. 

Больше всего достается интеллигентному Цыбикову от депутатов. К слову, в октябре 2015 года впервые за всю историю Хурала прошли парламентские слушания по культуре. На обсуждение выносились три блока вопросов — сельская культура, подготовка кадров, профессиональное искусство. 

— Можно сколько угодно денег вкладывать в коров, овец, в других животных. Но за ними кто-то должен ухаживать. Отсюда понимание о культуре не как об увеселительном занятии, а как об одной из составляющей единого комплекса социально-экономического развития республики, — говорил по поводу эффективности проведения парламентских слушаний председатель профильного комитета Хурала Цыденжап Батуев. 

В одно время о министре культуры говорили, что он пойдет ректором ВСГАКИ вместо Раисы Пшеничниковой. Здесь Цыбиков преподает, временами в «Фейсбуке» выкладывает фотографии с подписью «Сегодня пары у девчат». Ему хорошо получается пиарить себя — будь то с премьеры спектакля, концерта, поездки в район. Всегда улыбающийся министр на фоне народа. Безусловно, у Цыбикова отличное базовое образование, опыт работы в отрасли. Минус — плохое владение родным языком, что не красит его в должности министра многонациональной культуры Бурятии. 

Трое из ларца 

После ареста замминистра природных ресурсов Александра Лбова у большинства обывателей возникли резонные вопросы к его шефу Юрию Сафьянову. Он один из тех, кого в республике называют «варягами». До министерства работал в золотодобывающих компаниях. Недавнее задержание его заместителя прямо в рабочем кабинете и обыск явно получат продолжение в Министерстве природных ресурсов. Многие сравнивают арест Лбова с нашумевшим делом министра сельского хозяйства Александра Манзанова и гадают: сдаст или нет задержанный замминистра своих вышестоящих покровителей? 

После недавнего визита сенаторов, которые провели в Улан-Удэ совещание по вопросам переселения из ветхого и аварийного жилья в бамовских поселках, пошатнулось и кресло и.о. министра строительства Николая Рузавина. Сенатор Дмитрий Азаров намекнул чиновнику, что с его работой могут справляться другие люди. Справедливости ради отметим, что Рузавин на этом «расстрельном» посту работает не так долго. Его предшественники тоже долго не задерживались по разным причинам. 

Еще одним вероятным кандидатом на вылет называют министра транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Сергея Козлова. Хотя он из семьи потомственных энергетиков, много лет жители республики не получают от министра внятного ответа по растущим тарифам на услуги ЖКХ, перевозкам на электричке и другим проблемным вопросам отрасли. Врио главы сейчас приходится их решать в ручном режиме. 

Аграрный министр

Для аграрной Бурятии отрасль сельского хозяйства должна быть прорывной, но, по оценкам специалистов, здесь дела идут ни шатко ни валко. За это Даба-Жалсана Чирипова иногда критикуют депутаты из профильного комитета. Трудовую деятельность он начал в Мухоршибири учителем истории, затем директором школы. Есть у него опыт руководства сельхозбизнесом, работы главой Курумканского района. К чести Чирипова, перейдя в министерство, он не постеснялся поступить в сельхозакадемию. 

— Депутат Кушнарев как преподаватель будет учить министра как своего студента, — зубоскалили журналисты. 

Зато Чирипов — один из чиновников, который исколесил республику вдоль и поперек, побывал в самых дальних и ближних ее уголках. Перед этим министерством Алексей Цыденов уже поставил задачу — приступить к разработке комплексной программы развития овцеводства республики с ростом почти в два раза. Многие годы Хамбо лама Дамба Аюшеев ратует за возрождение и развитие незаслуженно забытой в республике отрасли. Ведь в последние годы власти Бурятии больший упор делали на развитие мясного и молочного скотоводства. Многие фермеры получили субсидии именно на эту отрасль сельхозпроизводства. Профильному министерству предстоит сделать разворот в приоритетах.

Автор: Светлана Намсараева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях