Он посетил Муйский и Северо-Байкальский, включая «столицу» бурятского участка БАМа город Северобайкальск. Это наиболее проблемные муниципалитеты региона, которые кроме общих для всех проблем имеют специфические - редкое, дорогое, а порой и прерывающееся авиасообщение с «большой землей», переселение бамовцев из ветхого жилья и ряд других, как в социальной сфере, так и в экономике.
ВСЖД не снижает объем жилищной программы
Объем финансирования жилищной программы ВСЖД сохранится на уровне прошлого года. Об этом в ходе поездки по северным районам Бурятии сообщил Алексею Цыденову сопровождающий его начальник ВСЖД Василий Фролов. Члены правительства Бурятии вместе с железнодорожниками посетили ряд объектов РЖД, расположенных на БАМе, в числе которых новый дом, построенный по программе технологического жилья на станции Таксимо, сообщает пресс-служба ВСЖД.
Как подчеркнул Василий Фролов, предоставление жилья является одним из важнейших факторов закрепления кадров для работы на малых станциях. Особое внимание уделяется молодым специалистам и работникам предприятий, расположенных в границах Байкало-Амурской магистрали. Поэтому на дороге активно ведется строительство технологического жилья.
В 2016 году в это направление было инвестировано более 320 млн руб. Финансовые средства были направлены на строительство трех многоквартирных домов на станциях Новая Чара, Таксимо, Вихоревка. Начато строительство очередного дома на станции Коршуниха-Ангарская, на станции Северобайкальск ведутся проектно-изыскательские работы для строительства еще двух домов. В 2017 году сумма запланированных инвестиций на обеспечение работников дороги технологическим жильем превышает 312 млн руб. В перспективе на ВСЖД предстоит строительство еще семи 27-квартирных домов: двух в Усть-Куте, двух в Северобайкальске, двух в Новой Чаре и одного дома в Таксимо.
Жилищная политика Восточно-Сибирской железной дороги помимо программы технологического жилья дает возможность работникам приобрести жилье на льготных ипотечных условиях – при получении железнодорожником кредита на приобретение жилья в банке ОАО «РЖД» берет на себя ответственность за выплату большей части процентов. Фактически, работники приобретают жилье в рассрочку, ведь в банк они возвращают лишь от 4 до 2% по кредиту. Более того, работники, у которых в период выплат задолженности по ипотеке родились дети, получают безвозмездную субсидию для погашения части кредита. В целом на ВСЖД объем финансирования жилищной программы в прошлом году составил около 600 млн рублей. В 2017 году эта сумма останется на прежнем уровне.
Больницу – поселку
Врио главы Бурятии также согласовал с РЖД передачу здания узловой поликлиники поселку Таксимо. Договоренности о передачи помещений и оборудования узловой поликлиники станции Таксимо в ведение района достигнуты в ходе рабочей поездки Алексея Цыденова в Муйский район, сообщили в пресс-службе правительства республики.
Вопрос получения качественных услуг здравоохранения жителями Муйского района остро стоит на протяжении последних нескольких лет. При этом, часть помещений железнодорожной поликлиники уже отремонтирована за счет средств мецената Валерия Назарова, руководителя артели «Западная». Для того, чтобы республика смогла завершить ремонт поликлиники, необходимо урегулировать вопрос о передаче здания поселку Таксимо.
- Сегодня мы рассмотрели вопрос выкупа в рассрочку помещений больницы, которые еще принадлежат Российским железным дорогам и нашли понимание. Те помещения, которые еще требуют ремонта, мы доделаем. Больница будет полностью подготовлена для обслуживания населения поселка Таксимо. На это потребуется какое-то время, но принципиальное решение принято, - отметил врио главы Бурятии Алексей Цыденов.
Он также поблагодарил Валерия Назарова, благодаря которому часть помещений больницы уже приведена в порядок.
- Благодаря поддержке депутата Народного Хурала Валерия Назарова мы смогли провести капитальный ремонт части помещений больницы. У нас есть обновленное детское отделение, родильное отделение, приемный покой, заручившись поддержкой Алексея Цыденова, мы сможем довести всю больницу до условий, отвечающих современным требованиям, что повысит качество предоставляемых населению услуг, - сказала Любовь Сивенцева, главный врач Муйской Центральной районной больницы.
Валерий Назаров, возглавляющий артель «Западная», сообщил журналистам, что решение об открытии социальной программы предприятие приняло после того, как вышло на рентабельность. Артель ежегодно выделяет около 13-16 млн. рублей на детский спорт, различные благотворительные программы.
- Детство начинается с роддома, со стационара. Это важно для здоровья нашего будущего поколения. Поэтому приоритет был отдан этому направлению - мы сделали ремонт и оснащение детских учреждений, приобрели много приборов в поликлинику детскую, в роддом, - пояснил он.
Зеленое море тайги берет под крыло «Ангара»
Что касается транспортной доступности северных районов Бурятии, то авиарейсы из Таксимо и Нижнеангарска в Улан-Удэ станут чаще и дешевле. Принципиальная договоренность об этом достигнута между Алексеем Цыденовым и руководством иркутской авиакомпании «Ангара», рассказали в правительстве республики.
Алексей Цыденов, взявшись за решение самых насущных проблем северян, договорился о том, что авиакомпания «Ангара» организует дополнительные авиарейсы. При этом билет станет существенно дешевле - цена снизится в среднем с 11 тыс. руб. до 6-7 тыс. руб.
Как отметил сам врио главы Бурятии по итогам переговоров, которые прошли в Таксимо, авиакомпания «Ангара» полетит по новой маршрутной сетке: два рейса в неделю в Таксимо и три рейса в неделю в Нижнеангарск из Улан-Удэ.
- Чтобы авиакомпания летела по такой сетке, ей необходимо выделить субсидии. Чтобы бюджет смог платить субсидии, бюджету необходимо наполнение. Мы договорились, что авиакомпания станет налоговым резидентом Бурятии. Это позволит нам частично минимизировать затраты бюджета. Без субсидий все же обеспечить такие полеты сложно. В первую очередь, нужно сделать билет доступнее для людей. Если билет подешевеет до 6-7 тыс. рублей, он станет доступнее, - сказал Алексей Цыденов. - Принципиальное решение принято, сейчас дело - за техникой реализации решения.
Древняя проблема ветхого жилья
Одна из ключевых тем поездки врио главы Бурятии северные районы республики – изучение проблемы переселения бамовцев из ветхого жилья. Делегация членов Совета Федерации побывала 14 марта в Улан-Удэ, чтобы еще раз обсудить тему переселения бывших строителей БАМа, как одну из стратегически важных задач.
Реализация федеральной целевой программы «Жилище», в рамках которой осуществляется переселение бамовцев, ведется в республике с 2011 года. За весь период на её реализацию было выделено около 3 млрд. руб. из федеральной казны и местного бюджета. Переселено 1624 семьи. Сейчас, по предварительным данным, в Бурятии еще 4,3 тыс. жителей зоны БАМ нуждаются в переселении. В 2017 году планируется расселить дополнительно 170 семей. На эти цели предусмотрен 351 млн. руб. Однако, по данным регионального правительства, на все мероприятия по переселению необходимо еще почти 11 млрд. руб, отметили в его пресс-службе.
Программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья продлена до 2020 года. А это значит, что есть надежда у бамовцев получить нормальное жилье. Однако, как отметил Дмитрий Азаров, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, и здесь есть и «подводные камни».
- Здесь действительно есть определенные недочеты. К сожалению, именно в Бурятии, в республике, которая в самой большей степени нуждается во внимании федеральной власти, в выделении средств, есть некоторая неразбериха в той самой очереди, по которой предоставляется гражданам жилье для переселения. А именно есть некоторая путаница в списках строителей БАМа. Есть расхождение данных. Вот здесь нужно навести порядок, - сказал он.
Смелость врио оценили сенаторы
При этом, председатель Комитета Совета Федерации отметил, что впечатлен подходом врио главы республики к решению вопроса. «То, что сегодня Алексей Самбуевич в самом начале своей работы так глубоко погрузился в этот важнейший вопрос для тысяч семей, проживающих на территории Бурятии, это вызывает уважение. Поскольку за такую трудную тему взяться в самом начале не каждый бы рискнул. Нужна и смелость, и решительность и профессионализм, и понимание, что результат возможен, если верно организовать работу», - сказал Дмитрий Азаров.
Именно тогда Алексей Цыденов сообщил сенаторам, что собирается отправиться в командировку в зону БАМа - в Северо-Байкальский и Муйский районы, где жители не могут дождаться нового жилья. «Мы проедем, программу составим. Там граждане по разным программам имеют право на переселение по аварийному жилью, по строительству БАМа, те, кто лишился жилья в результате ЧС. После этой работы в кратчайшие сроки списки будут сформированы», - отметил Алексей Цыденов.
Стоит напомнить, что вопрос переселения из зоны БАМа обсуждался на специальном круглом столе еще в 2015 году. Тогда, по заверению Дмитрия Азарова, федеральное министерство строительства даже составило рекомендации для решения проблем переселения. Однако, проблема до сих пор не решена.
В ходе поездки по северным районам Бурятии врио главы республики также встретился с ветеранами и работниками железнодорожной отрасли, с населением района. Провел рабочее совещание с главой муниципалитета Александром Киргизовым. А также – побывал в поселке Северомуйск, где посетил модульную котельную, спортивно-оздоровительный комплекс «Жемчужина» и встретился с населением поселка.
В прошлом году он приобрел печальную известность громкими ЧП – сначала чуть не замерз из-за коммунальных аварий, а после два крупных пожара при сильных ветрах едва не полностью не сожгли бывший центр строителей самого протяженного в России (15 343 м) железнодорожного тоннеля. Его строительство продолжалось с перерывами 26 лет. Первый поезд прошёл по тоннелю 21 декабря 2001 года, но в постоянную эксплуатацию тоннель был принят только 5 декабря 2003 года.
Численность коллектива строителей доходила до 4900 человек, из них до 2200 — на подземных работах. Строители жили в двух посёлках — Тоннельном (располагался у западного портала, после окончания строительства выселен, 12 июля 2005 года упразднён) и Северомуйске, который до сих пор остается на месте, став самой яркой иллюстрацией, самых «кричащих» проблем зоны БАМ. Так что, уважение сенаторов за желание вникнуть в эти проблемы безотлагательно Алексей Цыденов заслужил не случайно. А, судя по его встречам с бамовцами, они также оценили эту поездку врио главы Бурятии.