В эти дни в районах Бурятии проходят слушания, посвящённые реализации нашумевших проектов на Селенге и её правом притоке – реке Орхон. Они продлятся до 30 марта. В минувшую среду обсуждение состоялось в курортном посёлке Горячинск Прибайкальского района. Местные жители поинтересовались у монгольской стороны, почему не рассматриваются альтернативные варианты, которые могли бы заменить строительство ГЭС. Об этом сообщает ИА «Восток-Телеинформ» со ссылкой на проект «Спаси Байкал».
- МИНИС – программа развития инфраструктуры горнорудной промышленности. Правительство России предлагало вам альтернативы. Почему вы отказываетесь? Россия подняла цену на импорт – давайте будем шантажировать, чтобы её снизили? Вы не должны строить ГЭС, – высказалась начальник местной метеостанции.
Доклады монгольской стороны прошли по обычной схеме. Однако в этот раз представитель соседней страны, рассказывая про Орхон, подчеркнула, что проект реализуется, прежде всего, в интересах жителей десяти сомонов южного района Гоби, а не горнодобывающей отрасли.
- Это не вопрос энергетики, это вопрос воды. ГЭС «Орхон» – очень маленькое сооружение, не сравнить с Ангарским каскадом. То же самое касается и ГЭС «Шурэн». Там и водозабора не будет. На 78% всей территории страны нет воды. Если бы вы посмотрели своими глазами на Южное Гоби, у вас были бы другие впечатления, – заявила доктор Долгорсурэн, представлявшая проект.
Однако эти доводы не впечатлили местных жителей, которые, в свою очередь, отметили, что пустыня Гоби может появиться и в Бурятии благодаря действиям монгольской стороны. Прибайкальцы рассказали, что район уже страдает от засухи – в колодцах исчезла вода, рыба ушла. А когда-то судоходную речку Баргузинку сельчане в прошлом году переходили в сапогах. Пенсионерка Анна Андреева, проживающая в Горячинске уже 40 лет, даже сравнила действия Монголии «с удушением беременной женщины».
Другой представитель монгольской делегации – доктор Ендонгомбо – отметил: если будет принято решение о том, что строить ГЭС нельзя, он «не будет горевать».
- Я люблю и уважаю озеро Байкал. Пускай все эти исследования проводятся, а вот принимать решения – это другое дело. Это нелёгкий вопрос. Мы должны спокойно начинать исследования, сделать отчёты, представить их вам и коллективно решить, что будет дальше, – подчеркнул он.
Известный бурятский эколог Сергей Шапхаев отметил, что Байкал охраняет ЮНЕСКО, но Монголия не даёт этой организации необходимой информации, впрочем, как и России. Данных по ещё одному проекту – ГЭС на реке Эгийн-Гол южные соседи так и не предоставили. До сих пор нет и результатов исследования подземных источников воды.
- Если нет информации, то и говорить не о чем. Нам надо грамотно провести процедуры, чтобы ЮНЕСКО вынесло своё решение, а Всемирный банк не дал денег на строительство, только на проектную документацию, – добавил Сергей Шапхаев.
В итоге жители отметили в резолюции слушаний, что монгольская сторона представила неполную информацию. Напомним, минувшим летом глава МИД России Сергей Лавров обратился к руководству Бурятии с просьбой посодействовать в организации слушаний по строительству монгольских гидроэлектростанций. Изначально их планировали провести на территории республики и в соседнем Приангарье осенью. К обсуждению планировалось привлечь широкий круг жителей, общественников и экспертов. Мероприятие неоднократно переносилось по инициативе монгольской стороны. То, что обсуждение всё же состоялось, федеральные СМИ ставят в заслугу лично президенту страны Владимиру Путину. В частности, как сообщает интернет-газета «Lenta.ru», именно он минувшим летом поднял вопрос воздействия проектируемых ГЭС на Байкал в ходе встречи со своим монгольским коллегой. До этого Монголия вообще не планировала учитывать мнение соседей.
О намерениях соседнего государства возвести плотины стало известно четыре года назад. Тогда Всемирный банк выразил готовность профинансировать проект MINIS по развитию инфраструктуры горнорудной промышленности. Речь шла как минимум о двух гидроэлектростанциях – на самой Селенге и Орхоне. Таким образом монголы планировали решить проблему энергодефицита.
В 2013 году появился другой проект – на реке Эгийн-Гол, который обещал поддержать Китай. Монголия по какой-то причине не сообщила о нём России, хотя подобного рода договорённости существуют между странами с начала 2000-х. Но что строительство объекта (который, к слову, считается одним из самых опасных) стартовало, в соседнем государстве отрицать не стали. В мае Всемирный банк решил приостановить финансирование гидроэлектростанций на Селенге и Орхоне. А вскоре под вопросом оказалось и строительство Эгийнгольской ГЭС – в Поднебесной не стали поддерживать этот проект из-за претензий со стороны России.