Подобные прецеденты в Бурятии уже были, иногда даже приходилось обращаться в прокуратуру. К обсуждению вопроса привлекали и уполномоченного по правам ребёнка в Бурятии. Об этом на очередном правительственном брифинге 27 марта рассказал главный врач республиканского противотуберкулёзного диспансера Антон Зарбуев.
- В итоге мы пришли к мнению, что ребёнок должен быть обследован – в целях защиты неопределённого круга лиц. Если он болен, то может заразить других детей, тем более они восприимчивы к туберкулёзу, – отметил он. – Вакцинация БСЖ (против туберкулёза – прим. авт.) формирует иммунитет и защищает наших детей. Что касается раннего выявления, есть много отказов от туберкулиновой пробы, то есть реакции Манту. Тем не менее, в СанПине чётко прописано, что дети, не прошедшие обследование на туберкулёз, не должны допускаться в образовательные учреждения. Ребёнок должен получать образование. Он не может не посещать школу из-за прихоти родителей. Хотя сегодня появились альтернативы – это дистанционное обучение или обучение на дому.
И такая ситуация сложилась не только в Бурятии: отказ от пробы Манту уже обсуждается на федеральном уровне. Детский омбудсмен Анна Кузнецова столкнулась с этой проблемой вскоре после своего назначения (в сентябре 2016 года).
- Когда я только пришла, один из объёмов обращений был связан с тем, что родители не хотят делать (детям) Манту, а их не берут в садики, не пускают в школу и так далее, – заявила она в эфире телеканала «Россия 24».
Кузнецова рассказала, что уже обратилась в Минздрав. В федеральном ведомстве, в свою очередь, специалисты утвердили несколько возможных альтернативных вариантов. Речь идёт об использовании диаскинтеста и Т-теста.
- Результаты каждого из них будут признаваться достаточными для приёма ребенка в дошкольное учреждение, – сообщил «Интерфаксу» официальный представитель Минздрава России Олег Салагай.
В республиканском управлении Роспотребнадзора к этой инициативе отнеслись скептически.
- У нас есть нормативный документ – СанПин и мы работаем только по нему, – подчеркнул глава ведомства Сергей Ханхареев. – А что касается диагностики… Отказываться от пробы Манту я бы, честно говоря, не советовал. Это очень хороший метод. Есть и другие варианты и, думаю, в ближайшее время министерство здравоохранения России определится.
Республиканский противотуберкулёзный диспансер сегодня ищет замену пробе Манту.
- Появился новый тест – не наш, а заграничный. Он зарегистрирован в России как «T-SPOT». Берётся кровь и в пробирке проводится исследование, есть ли в организме туберкулёзная палочка. Мы надеемся, что в этом году его приобретём и будем проводить вот в тех крайних случаях, когда упорно отказываются, – добавил Антон Зарбуев.
Впрочем, жители Бурятии избегают не только пробы Манту и БЦЖ, но и флюорографического обследования. Нежелание проходить его, по словам Сергея Ханхареева – одна из главных причин высокой заболеваемости туберкулёзом в Бурятии. Напомним, сегодня этот показатель выше среднероссийского в 1,6 раза, хотя за последние десять лет он снизился вдвое. В группе риска – дети, беременные, люди со слабым иммунитетом, а также страдающие сахарным диабетом и носители ВИЧ-инфекции.
- Эпидситуацию осложняет распространённость среди населения туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью, – пояснил глава Роспотребнадзора.