Азия
6957

В Казани построят первый буддийский храм

Об этом рассказал глава буддийской общины Татарстана местным СМИ

Фото: realnoevremya.ru / Олег Тихонов

В 2016 году в «Реальном времени» вышло интервью с председателем Национально-культурной автономии бурят г. Казани Сэсэгмой Бубеевой, заявившей о старте грандиозного проекта строительства буддийского храма в столице Татарстана при участии скульптора Даши Намдакова. Эта новость вызвала бурные обсуждения как среди обычных горожан, так и экспертов. На днях в Казань прибыл первый настоятель буддийской общины Казани Гармажап гэбши лама Матоваров. В беседе с корреспондентом интернет-газеты священнослужитель рассказал, на какой стадии находится строительство дацана, как его «выписали» сюда татарстанские буряты и о «змеиных» параллелях зилантов и индийских нагов. 

«Строительство дацана — это начало общего проекта» 

— Гармажап-лама, в первую очередь хотелось бы узнать, какова ваша основная миссия в Казани? 

— Основная миссия, конечно, связана со строительством буддийского храма. Помимо строительства собираюсь оказывать помощь людям не только в религиозном плане, буддийском, но и в оздоровительном, в области укрепления здоровья. То есть у меня три цели: во-первых, строительство дацана; во-вторых, проведение религиозных обрядов по буддийской части; в-третьих, помогать всем людям Казани быть здоровее. 

— Касательно вопроса будущего дацана. На какой стадии находится проект? 

— Пока сложно говорить о какой-то стадии строительства. Все только начинается, идет подготовка. Что-то конкретно говорить пока сложно. 

— Встречались ли вы со скульптором Дашинимой Намдаковым, под эгидой которого зародился проект? 

— Пока не встречались. Следует понимать, что строительство дацана — это начало общего проекта. Проект этот не только религиозный, но и культурный: направлен на то, чтобы показать бурятскую, буддийскую культуру. Можно показать различные аспекты традиционной жизни. Безусловно, духовная цель будет присутствовать: для верующих бурят, калмыков, тувинцев, монголов, китайцев, корейцев и вьетнамцев очень важен такой храм, они нуждаются в этом — месте, где бы проходили молебны, куда бы они могли прийти, присутствовать на хуралах, принимать участие в ежегодных церемониях. Перед буддийским новым годом проходят большие религиозные обряды. Весной — в начале лета обычно проходят мероприятия, посвященные месяцу Висак (или по-бурятски Буянтай hара) — этот месяц связан с днем, когда у Будды Шакьямуни были рождение, просветление и уход в нирвану.

— Когда мы, жители Казани, увидим, как храм распахнет двери желающим? 

— О сроках говорить сложно. Первый этап, связанный с документами, определением межевания земли, с регистрацией и прочими юридическими делами, думаю, займет около года. Сейчас официально регистрируем религиозную организацию. Может быть, после решения этих задач строительство быстро пойдет. Такие вещи делаются обычно 3—5 лет, все будет зависеть от того, насколько сильным будет желание самих верующих. Можно сказать, все зависит от потенциала благой кармы. 

— «Реальное время» провело опрос среди различных экспертов насчет будущего дацана. В целом люди достаточно позитивно оценили такое начинание. Нет ли у вас опасения, что обыватели могут не столь радушно воспринять появление буддийской общины и храма в Казани и предпринять агрессивные выпады в ваш адрес? 

— Невозможно всем угодить. Должен быть какой-то компромисс: если большинству это приносит пользу, то в целом это должно считаться полезным. Думаю, это относится ко всему в нашей жизни. Возможны различные реакции. Все это естественно. 

«Из Казани был запрос на ламу-священнослужителя» 

— Прибытие первого постоянного настоятеля буддийской общины в Казань — событие достаточно важное и уникальное. Есть ли уже договоренности о встречах с представителем мусульман региона муфтием Камилем Самигуллиным и православным митрополитом владыкой Феофаном? 

— Уверен, что такие встречи обязательно произойдут. В планах у нас уже намечены официальные визиты к ним. 

— Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто он — глава буддийской общины в Татарстане? 

— Родился в Бурятии в 1985 году. После окончания девяти классов средней школы пошел учиться в Иволгинский дацан — центр буддизма в стране, где располагается резиденция главы Буддийской традиционной сангхи России. Он находится в 30 км от Улан-Удэ, там же есть Буддийский университет — единственное место в России, в котором можно получить высшее буддийское образование, это своего рода семинария или медресе. Там есть несколько направлений обучения, но основным является буддийская философия. Только понятие «философия» здесь довольно далеко от того термина, которое мы обычно понимаем, — античная, кантовская, ницшеанская или современная. Буддийская философия — это базовый курс образования, в котором даются основные знания, необходимые для буддийского священнослужителя. И я как раз начал учиться именно этому курсу. Затем продолжил свое образование в южной Индии — там есть университет «Дрепунг Гоманг». После обучения я вернулся в 2012 году в Бурятию, начал преподавать в Буддийском университете. Через 4—5 лет я снова поехал в Индию на своего рода курсы повышения квалификации, переподготовку. Там я обучился тибетской медицине. В конце прошлого года вернулся в Россию и через непродолжительное время был отправлен сюда.

— Гармажап-лама, в Казань вы сами вызвались поехать или направил кто-то старший по сану? 

— По многочисленным просьбам верующих, этнических буддистов, от Бурятского землячества города Казани был запрос на ламу-священнослужителя с определенными характеристиками. На тот момент я был свободен, наверное, подошел по параметрам. Волею случая оказался в Казани. 

— Вас благословил на это дело Хамбо-лама Дамба Аюшеев? 

— Да, встречался с ним. Я получил от руководства все необходимые наставления и, конечно, держу с ними связь. Там, например, недавно проходил большой шахматный турнир, внимательно следил за ним. 

— Сам Хамбо-лама собирается посетить Татарстан в ближайшее время? 

— Визит Хамбо-ламы пока не планируется. Думаю, когда храм будет построен, тогда состоится и визит его, и освящение дацана. Его визиты обычно связаны с церемониями освящения или другими религиозными обрядами. 

«Невозможно вечно сидеть и быть настоятелем» 

— У вас в звании присутствует некий сан «гэбши». Что это означает? 

— Это, наверное, больше относится к ученому званию — это определенная степень, которую надо защитить, пройти экзамен у определенных людей высокого статуса в буддийских учебных заведениях. По-нашему, это что-то вроде кандидата наук. В течение нескольких дней претендующий на это звание проходит определенные диспуты. В буддизме с индийских времен существует такая форма обучения — философский диспут. Если человек смог защититься в течение нескольких дней, он получает эту степень. Все достаточно четко ограничено. У отвечающего есть только три варианта ответов, экзаменующий задает вопросы в определенной последовательности. Первые два—три дня отводятся на начальный этап, потом два—три дня — на основной курс, который изучается 5—8 лет. Все разграничено: задающий вопрос должен придерживаться определенной тематики. 

— Во время моей прошлой беседы с Сэсэгмой Бубеевой она сообщила, что есть ламы разных направлений — лекари-фитотерапевты, костоправы, астрологи и молитвенники. У вас какая специализация? 

— Совмещаю философское и медицинское направления. Есть ламы, которые владеют какими-то знаниями или даром и умеют правильно помочь человеку. У меня больше фитотерапия, советы по питанию, конституции тела. Часто говорится, что можно исправить болезнь, скорректировав питание и образ жизни человека. Эти вещи являются одними из причин, которые порождают болезнь. 

— Вы все-таки здесь присутствуете как временный настоятель, пока дацан не построен, или собираетесь, что называется, пустить корни? 

— Сейчас мы проводим работу по подготовке строительства. Потом будет само строительство. В какой-то из этих моментов будет утверждаться настоятель. Но это не какая-то постоянная должность: невозможно вечно сидеть и быть настоятелем, это временная должность. Все в жизни временно, и я не стараюсь связывать себя с какой-то должностью. Говорят, что надо в жизни каждые 4—5 лет менять свою работу. Но наше призвание ламы: независимо от должности и места, понимать свои основные цели — долговременные и краткосрочные. Строительство дацана и другие — это непостоянные цели.

— Кстати, ламам разрешается жениться? 

— Есть ламы, которым можно, а есть те, которым нельзя. 

— А в вашем случае? 

— В моем случае можно. 

— Слышал, что буддисты не питаются мясом. Это так или нет? 

— Я питаюсь мясом. Есть буддисты, которые придерживаются вегетарианских диет. С точки зрения медицины, сохранения здоровья долговременное вегетарианство, веганство и тем более сыроедение наносят тяжелый вред организму, пищеварительной системе. Что еще хуже, многие семьи своих детей, не спрашивая, лишают мяса. Отказ от продуктов животного происхождения, в том числе молока, масла, яиц, очень вреден для подрастающего организма, они очень нужны детям. 

— Кто вас обеспечивает в материальном плане? 

— Обходимся своими силами. Вообще, ламы не имеют постоянного источника дохода, как и священнослужители православия и ислама. Понятно, что они живут на пожертвование прихожан. Но здесь буддийских прихожан достаточно мало. Хотя за полгода, как я узнал, количество бурят в городе увеличилось в два раза — теперь их около 150 человек. Сюда стали обращаться и другие этнические буддисты — калмыки. Скоро, думаю, к нам пойдут тувинцы, вьетнамцы, китайцы, корейцы. Все только начинается, начинаем прием всех желающих, начинаем лекции по тибетской медицине, которые проводим по субботам. Темы, затронутые на лекциях, например, «питание согласно временам года, региону, конституции тела и по свойствам продуктов», будут интересны и полезны не только верующим, но и всем жителям Татарстана, которые будут проходить в Центр восточной медицины «Чжуд-Ши» по адресу: Галимджана Баруди, 20а (здесь находится временная резиденция ламы, — прим. ред.). 

«История Казани связана со змеями» 

— Вы уже несколько дней находитесь в Казани. Как вам город и восприятие вас со стороны местных жителей? 

— Хочется отметить, что Казань — город очень красивый. Красота эта очень гармонична — архитектура, устройство улиц, общий вид. Мне очень понравилось, что город открыт для посещения туристами, здесь много достопримечательностей. Казанцы — очень доброжелательный народ, во всяком случае, я делаю такой вывод по людям, с которыми встречался. Город я практически не знаю, часто обращаюсь к прохожим, спрашиваю — всегда помогают, подсказывают.

— В церкви, мечети не заходили? 

— Не заходил. Был только в Казанском кремле, в музее. Сейчас пока только знакомлюсь с разными людьми. На экскурсии пока времени нет. Хотя мне обещали, что когда настанут теплые дни, грязь сойдет, меня проведут по основным местам города. 

— Скажем так, чувствуете ли вы здесь какую-то другую энергетику? 

— Меня очень заинтересовало происхождение города. Слышал, что город был основан на «Змеиной горе» (Зилантова гора, — прим. ред.), история связана со змеями. Можно провести некоторую параллель с существами нагами, которые присутствуют в индийской мифологии, в буддизме. Это змееподобные создания, хранители воды, источников воды, драгоценностей. В буддизме есть великий учитель Нагарджуна, который проник в царство нагов и получил учения, которые были скрыты. Это был один из великих индийских философов. Он получил фундаментальные знания по срединному пути. Нагарджуна объяснил людям законы мира. Однажды в сезон дождей к Будде Шакьямуни, когда он медитировал, пришел царь нагов (змей) и закрыл его от дождя, раскрыв капюшон. Есть даже известная статуя.

Автор: Реальное время

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях