Напомним, о своём уходе с поста главы республики Вячеслав Наговицын объявил на пресс-конференции 7 февраля. В тот же день стало известно имя его «преемника»: вплоть до сентябрьских выборов руководить регионом с приставкой и. о. будет бывший замминистра транспорта России Алексей Цыденов.
Спустя месяц специалисты фонда «Петербургская политика» подвели первые итоги работы Алексея Цыденова и остальных «ставленников» Путина и даже вывели некие общие тенденции. Все они, за исключением врио главы Адыгеи Мурата Кумпилова, получают серьёзную поддержку на федеральном уровне и активно выступают в СМИ. Правда, и то, и другое связано с «новоназначенностью» политиков на постах, рассказал РБК глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов.
- Есть настрой на большую публичность, что вполне естественно: до выборов мало времени, а известность накапливается в сегодняшних российских реалиях очень медленно, – пояснил он. – Также ни у кого из них не было публичного «растаптывания» опыта предшественника.
По словам эксперта, во всех регионах, где сменились губернаторы, рейтинги власти были более или менее низкими. А потому одной из задач новых руководителей стало избавиться от негативной оценки работы своих предшественников.
«Выбрал верную стратегию»
С момента назначения Цыденова минуло почти два месяца. Наблюдения экспертов показывают, что сегодня врио главы Бурятии пытается дистанцироваться от Вячеслава Наговицына. И специалисты считают такую стратегию верной. По их словам, так Цыденов показывает себя самостоятельным политиком, сообщает сайт «Клуб регионов».
- На мой взгляд, Цыденов выбрал верную стратегию, показав, что он – самостоятельная фигура. Тем самым он избавляется от антирейтинга, который был накоплен у Наговицына за годы работы в Бурятии. Очень хорошо, что политика Цыденова строится не на критике предыдущего руководства и не на противопоставлении. Он очень корректно подошёл к этому вопросу, выбрал самостоятельный путь. Цыденов показывает, что пытается разобраться в ситуации и очень быстро реагирует на происходящие в Бурятии события, – считает завкафедрой политологии и социологии Бурятского госуниверситета Алексей Комбаев.
Политолог Эрдэм Дагбаев отметил, что в своих публичных выступлениях Алексей Цыденов не упоминает фамилии экс-главы республики.
- Несмотря на то, что после отставки Наговицына президент России встречался с бывшими главами и говорил, что их увольнения не связаны с результатами их работы, в республике всё воспринято наоборот, – пояснил Дагбаев. – Считается, что прежний руководитель не справился и в регионе есть социально-экономическая напряжённость, конфликты, скандалы. Есть ожидания как со стороны Кремля, так и со стороны жителей, что Цыденов – политик нового качества, который сможет показать себя и поднять экономику Бурятии. Ещё одной из претензий к Наговицыну было то, что он «варяг». Поэтому Цыденову нет никакого резона ассоциировать себя с ним.
В то же время, эксперты считают, что команда Вячеслава Наговицына, доставшаяся «в наследство» Цыденову, может вызывать недоверие у населения. Так, по мнению генерального директора «Московского комсомольца в Бурятии» Николая Васюткина, определённые электоральные минусы для врио главы республики в этом есть, но менять сложившуюся систему за оставшееся до выборов время нерационально. Васюткин также напомнил, что основные «раздражители» (судя по всему, речь идёт о бывшем зампреде по экономическому развитию Александре Чепике – прим. ред.), которые курировали экономический блок, покинули свои посты.
- В обществе было напряжение относительно фигуры Наговицына. Поэтому Цыденов будет стараться отходить от него: если покажется, что они работают вместе, то некоторое напряжение может вернуться. Если раньше говорилось, что Наговицын пойдёт сенатором, то сейчас уже ясно, что этот вариант не прошёл. Тот же Цыденов заявил, что Наговицын уйдёт на работу в федеральные органы власти, – рассказал Николай Васюткин.
«Нужны люди с тесными связями»
А вот по мнению Эрдэма Дагбаева, команда экс-главы Бурятии может принести Алексею Цыденову как негатив, так и пользу.
- С точки зрения электоральных предпочтений, конечно, было бы лучше её заменить. Но это невозможно. И здесь существуют свои плюсы и минусы. Минусы в том, что за командой, доставшейся Цыденову от Наговицына, тянется некий шлейф. А плюс в том, что есть кому делать выборную кампанию Цыденову, потому что в этом вопросе нужен авторитет, люди, которые имеют тесные связи на местах, кому доверяют. А это как раз члены команды Наговицына, – уверен он.
Алексей Комбаев отметил: Цыденов неоднократно заявлял, что не намерен кардинально менять состав республиканского правительства – правда, если подчинённые будут соответствовать его требованиям.
- Те небольшие передвижки, которые уже ведутся, дают понять, что изменения будут. Это характеризует Цыденова как самостоятельного игрока. А промедление в кадровых вопросах связано с тем, что «скамейка запасных» очень короткая. Если привозить людей из других регионов, то это будет выглядеть как засилье варягов, в чём обвиняли Наговицына. А за короткое время сформировать свою команду трудно. Поэтому период кадровых перестановок может затянуться, – сказал Комбаев.
«Клуб регионов» напоминает: в одном из интервью врио главы Бурятии опроверг информацию о том, что Вячеслав Наговицын готовит его к предстоящим выборам. Не подтвердил Цыденов сообщения и о том, что бывший руководитель региона вводил его в курс дел в Бурятии.
«Скоро всё станет известно»
Отметим, будущее Вячеслава Наговицына до недавнего времени оставалось туманным. В разговоре с журналистами он отметил, что на пенсию уходить не собирается и хочет дальше, полагаясь на свой многолетний опыт, служить на благо республики. Также Наговицын прокомментировал возможное назначение сенатором в Совет Федерации от Бурятии.
- Этим вопросом будет заниматься уже новый исполняющий обязанности главы. Если мой опыт будет востребован, то я буду оказывать содействие ему не только в период становления, но и в дальнейшей практической жизни. Я разбираюсь не только в кадровых вопросах, но в социальном развитии, знаю, где нужно в первую очередь построить больницу или садик. Ни один человек не может претендовать на должность сенатора. Один сенатор избирается от законодательной, другой – от исполнительной власти. Здесь вправе только эти органы принимать решение. Если предложат, то не откажусь, с удовольствие представлял бы Бурятию в Совете Федерации, – заявил экс-глава.
В середине февраля он вместе с супругой вылетел в Москву. Как сообщал тогда сайт tUday.ru со ссылкой на собственные источники, в российской столице должны были состояться переговоры по поводу дальнейшей трудовой деятельности Вячеслава Наговицына.
В начале марта бывший глава отметил свой 61-й день рождения в Мухоршибирском районе. Он приехал в райцентр с семьёй, чтобы принять участие в открытии XIV республиканских зимних сельских спортивных игр и Дворца культуры. Отвечая на вопрос корреспондента ИА «Восток-Телеинформ» о новой работе, Вячеслав Наговицын заявил: «Скоро всё станет известно».
- У меня много дел сейчас в Улан-Удэ. А по поводу новой должности определились, скоро всё узнаете, совсем скоро, – цитирует его издание.
Наговицын подчеркнул, что эта работа будет связана с Бурятией, однако трудиться он будет в другом регионе.
Отметим, на мартовской сессии депутаты Народного Хурала дали Алексею Цыденову карт-бланш на назначение и увольнение членов правительства, внеся соответствующие изменения в Конституцию Бурятии. Кадровые перестановки врио главы отныне может не согласовывать с парламентариями. Нововведения будут действовать вплоть до сентябрьских выборов. После того, как они завершатся, состав кабмина будет формироваться как обычно и проходить процедуру согласования в Хурале Бурятии.
Возможно, теперь, когда Алексею Цыденову «развязали руки», он решит обновить состав республиканского правительства. Пока он, как уже сообщал infpol.ru, не привёз в Бурятию никого из своей команды – за исключением Валерия Галицкого, которого назначил своим новым помощником. В связи с этим площадь Советов «перебирает» несколько моделей, по которым может происходить смена правительства. Принципиально все они сводятся к двум основным вариантам – преемническому и варяжскому. Министры, понятно, мечтают о преемнической модели, Цыденов, скорее всего – об эффективных «варягах». Некоторые народные избранники, например, Баир Доржиев, Вячеслав Ирильдеев, Игорь Зубарев, могли бы стать эффективными министрами. А в кулуарах давно говорят о том, что депутат Бато Семёнов займёт место первого зампреда Иннокентия Егорова.