Как правило, они имеют одну вполне понятную цель: при первом же удобном случае обвинить оппонентов в отказе от договоренностей или их нарушении.
Старые трюки
На президентских выборах в России выдвинуть единого кандидата от оппозиции не удалось ни разу. Поэтому уже давно никто не воспринимает всерьез эту тему применительно к выборам главы государства. Губернаторские выборы не проводились так долго, что общество в регионах успело забыть заезженные предвыборные трюки. Чем и воспользовался лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, выступив с «инициативой» о выдвижении единых кандидатов от оппозиционных партий на предстоящих в сентябре выборах глав 14 субъектов Федерации. Лидер эсеров назвал семь регионов, включая Бурятию, по которым на межпартийных переговорах, как он утверждает, уже «определились явные фавориты». С точки зрения пиара ход оказался вполне удачным. По крайней мере, на первых порах. Вокруг «выеденного яйца» стала нарастать «скорлупа» общественного интереса. Но очень быстро она начала раскалываться, как и нарисованный Сергеем Мироновым альянс партий.
А партийцев-то и не спросили...
Лидер бурятских эсеров Иринчей Матханов заявил «Ъ», что с ним никто не обсуждал эту тему, хотя «идея выдвинуть единого кандидата от оппозиции сама по себе неплоха». «Но решение по кандидатуре должно быть взвешенным», - подчеркнул он. Похоже, однопартийцы Сергея Миронова в Бурятии недовольны тем, что имя «единого кандидата» было озвучено без каких-либо консультаций с региональным активом. Ранее Иринчей Матханов высказывался о целесообразности объединения усилий «оппозиционных» партий, но лишь для преодоления муниципального фильтра. Он и сам мог иметь виды на предстоящие выборы главы Бурятии, однако лидер партии своим заявлением закрыл ему дорогу.
«С нами никто не связывался по этому поводу», – в унисон с Иринчеем Матхановым удивился координатор регионального отделения ЛДПР Сергей Дорош.
Впрочем, от партийных организаций «Справедливой России» и ЛДПР в Бурятии ничего и не зависит. В уставе эсеров прямо записано, что выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется исключительно по согласованию с президиумом Центрального совета партии. Иного не дано. В КПРФ кандидатов выдвигает президиум ЦК КПРФ. А в уставе ЛДПР на официальном сайте партии вообще содержится устаревшая норма о «внесении президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации». Из чего можно сделать вывод, что выборы глав регионов партии Жириновского в целом «по барабану».
«Это же Миронов сказал, не Зюганов», - заявил «Ъ» и сам Вячеслав Мархаев. По его словам, «договоренности на уровне лидеров российских партий нет».
«Мархаева нет»
Судя по всему, Вячеслав Мархаев начинает понимать, насколько настойчиво и неприкрыто его толкают на выборы главы Бурятии. Иркутские СМИ с определенного момента стали величать его «мощной и чрезвычайно популярной в республике фигурой». Хотя еще недавно те же самые СМИ писали, что его назначение сенатором - это не более чем «знак благодарности со стороны Левченко за агитацию в бурятских округах».
Линия борьбы
Что касается выборов, то одно дело - бороться с засидевшимся Вячеславом Наговицыным и совсем другое - с руководителем новой формации, имеющим опыт работы в реальной экономике и федеральных структурах, а главное, человеком Путина!
Понятно и то, что на выборах Вячеславу Мархаеву не обойти острых вопросов об энерготарифах, уровне Байкала, непропорциональном распределении средств на его защиту, развитии туризма и других сложных аспектов отношений между Бурятией и Иркутской областью. Думается, Вячеслав Мархаев сейчас пытается оценить применительно к новым условиям потенциал кланово-бюрократической элиты. Она действительно остро нуждается в «едином кандидате», будь то иркутский сенатор или кто-то еще, чтобы противопоставить его Алексею Цыденову. Борьба уже идет...
Олег Матвейчев,
политолог, политконсультант, писатель,
философ, эксперт федеральных СМИ