В минувшую субботу около 200 тысяч человек из 866 городов мира присоединились к международной акции по проверке грамотности. Текст для неё в этом году написал известный писатель, сценарист и историк Леонид Юзефович. Он состоит из 250 слов и трёх частей. Каждая посвящена городам, сыгравшим большую роль в жизни – Пермь, где прошли его детство и юность, Улан-Удэ, где он служил в армии и, наконец, Санкт-Петербург, где писатель живёт сейчас.
Во Владивостоке участников мероприятия пригласили на борт фрегата «Паллада». А на родине «Тотального диктанта» в Новосибирске в аудиториях даже не было свободных мести потому многим пришлось писать его, сидя на подоконниках. В Крыму добровольный «экзамен» по русскому языку можно было совместить с путешествием – бумагу и ручки раздали пассажирам междугороднего троллейбуса.
Не стала исключением и столица Бурятии: проверить свою грамотность в этом году решили свыше тысячи горожан – в два раза больше, чем в прошлом. Количество площадок увеличилось с шести до девяти. «Тотальный диктант» для улан-удэнцев прочитали известные ведущие и журналисты. В их числе – Ирина Эрмиль, Саржана Мэрдыгеева (Бадмацыренова) и Алексей Фишев (телекомпания «АригУс»), Татьяна Никитина («Московский комсомолец в Бурятии»), Татьяна Мигоцкая (ГТРК «Бурятия»), Булат Цыденешеев (телеканал АТВ) и Дарья Белоусова (телекомпания «Тивиком»).
Жителям бурятской столицы достался рассказ Юзефовича про Питер и реку Нева, на которой он стоит. Перед тем, как приступить к диктанту, участникам продемонстрировали обращение организаторов и самого автора.
«Я в ваши годы успевал!»
А вот петербуржцы и москвичи писали текст про Улан-Удэ и Селенгу. Корреспондент «Московского комсомольца» наблюдал за процессом на площадке ВДНХ «Моя Россия», где диктовали сразу двое – вице-мисс мира-2015 Софья Никитчук и певец и композитор Юрий Лоза. Своими впечатлениями журналист поделился с читателями в статье, опубликованной на сайте издания два дня назад.
- Поначалу кажется, что вице-мисс мира диктует про бывший Верхнеудинск, а ныне – Улан-Удэ – слишком медленно. Собираюсь с ехидными мыслями по её поводу, но затем вижу: только мы, старшие, царапаем свои тексты довольно шустро, а большинство зала едва успевает. Всё ясно: поколению «больших пальцев» нет равных в скорости набора текстов, а вот писать от руки они не мастаки. И читают мало: слов вроде «эвенкийский» или «ссыльный» явно не знают и переспрашивают, – пишет корреспондент «МК».
Лоза, который занял место Софьи, пообещал участникам акции, что сейчас им «будет проще».
- Потому что красивые девушки всегда отвлекают. А на меня-то что смотреть? – заявил он.
Увы, проще не становилось. Скорее, наоборот: поп-певец гнал так быстро, что за ним успевали только старшие, а остальной зал стал роптать.
- Как это не успеваете? – изумился он. – Я в ваши годы успевал!
И тут же начал «играть» голосом длиннющее предложение про бурятов в национальных халатах, но затем все же пообещал «контрольный в голову» – повтор.
После предложения о памятнике Ленину в Улан-Удэ в виде головы вождя Лоза снова не выдержал.
- Видел я эту голову, ребята, это – что-то! – сообщил он залу. – Смешнее только памятник Ленину в Оренбурге: там поставили огромный постамент, а деньги на том и закончились. И на него установили крохотную фигурку с вытянутой ручкой. Смех!
Увы, залу не смешно: увлекшись ленинианой, Лоза пропустил часть текста и зачитал остальное, и что с этим делать – не знал.
- Ёперный бабай! – огорчился он. – Я на вас засмотрелся и пропустил кусок! А чего в таких случаях делают? Вы сможете у себя текст поправить?
Организаторы разрешили «считать предыдущий абзац следующим» и, окончательно запутав зал, велели просто зачеркнуть «вылезшую» вперёд часть текста, а затем, после пропущенного куска, написать её снова.
- Проверяльщиков мы предупредим, – заверили они.
- Ничего, зато ваш диктант будет самым оригинальным, – утешил участников Лоза. Но затем расстроился сам: «Блин, пригласили старика!».
От Сергея Лазарева до Мика Джаггера
Как позже признался Лоза журналистам, «текст диктанта был сложным: много неожиданных оборотов, редко используемых слов, географических и этнических терминов, которые москвич вряд ли поймёт». У него самого, как оказалось, в школе по русскому была «тройка» – впрочем, как и по всем остальным предметам:
- Но зато я был чемпионом школы по четырём видам спорта, – похвастался он.
Лоза объяснил «Московскому комсомольцу» и своё решение стать «диктатором» на акции по проверке грамотности.
- Приятно сознавать, что в выполнении главной задачи – восстановлении русского языка и культуры, которые, к сожалению, сейчас из-под нас выбивают, есть и моя капля труда, – заметил музыкант.
Отметим, в прошлом году автор шлягера про «маленький плот» «прославился» в Рунете благодаря критике в адрес всемирно известных исполнителей и музыкальных коллективов.
- 80 % того, что спето «Led Zeppelin», слушать невозможно, потому что это сыграно и спето плохо. В то время это всё воспринималось, все нравилось. «Rolling Stones» гитару не настроили за всю жизнь ни разу, а Джаггер ни в одну ноту не попал. Ну что поделаешь. Кит Ричардс как тогда не умел играть, так и сейчас не умеет. Но в этом есть определённый драйв, кайф какой-то. Многие проецируют свою молодость на эти группы, а ведь они были очень слабыми, – заявил певец в эфире программы «Соль» с Захаром Прилепиным.
Не по вкусу ему пришлась и песня Андрея Макаревича «Моя страна сошла с ума».
- Андрей не писал собственно песню, а прочёл стих под перебор гитарных струн, что делает в последнее время с назойливым постоянством. Это весьма популярный у нас способ самовыражения, но я в этом жанре не работаю, оставаясь приверженцем мелодии, гармонии, аранжировки и пения, – написал Лоза в своей колонке в издании «Ридус».
Мэтр российской эстрады нелестно отзывался о Сергее Лазареве, который занял третье место на «Евровидении-2016».
- У нас очень талантливый народ, но организовано всё неправильно. Взять, к примеру, Евровидение. Мы покупаем песню у шведов, потом наша девочка поёт её и занимает второе место, и что? В этом году туда едет Сергей Лазарев. Уверен, споёт очередную купленную хрень. Француженка Патрисия Каас занимает на «Евровидении» восьмое место и тут же едет на гастроли по всей Европе, а наш Дима Билан побеждает и едет на гастроли в Казань. В Европе он никому не нужен, – парировал певец.
А любимца всех женщин Стаса Михайлова Лоза и вовсе окрестил «пирожком ни с чем».
- Иногда популярность приходит непонятно от чего. Вот человек понравился, и всё. И объяснить это невозможно. Если бы могли этим процессом управлять, не было бы столько несчастливых браков. Бывают ведь случаи, когда девочка выходит замуж за такого идиота, что это видно всем, кроме неё. Так и здесь: со стороны посмотришь на артиста и понимаешь: пирожок ни с чем. Ну никакой он, зацепиться не за что, а поклонники у него есть. Идёт какая-то цепная реакция. В компанию фанаток попадают за компанию: подружка пошла, и я пошла, – высказался Юрий Лоза.
Отметим, результаты «Тотального диктанта» станут известны после 12 апреля. Кстати, текст про Улан-Удэ уже появился в открытом доступе в Интернете.
Улан-Удэ. Селенга
Названия рек древнее всех других имён, нанесённых на карты. Нам не всегда понятен их смысл, вот и Селенга хранит тайну своего имени. Оно произошло не то от бурятского слова «сэл», что значит «разлив», не то от эвенкийского «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нём имя греческой богини луны, Селены. Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманом Селенга была для меня загадочной «лунной рекой». В шуме её течения мне, юному лейтенанту, чудилось обещание любви и счастья. Казалось, они ожидают меня впереди так же непреложно, как Селенгу ждёт Байкал.
Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви на берегу Селенги. Отец-дворянин не дал сыну благословения на неравный брак. Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска –так прежде назывался Улан-Удэ.
Я застал этот город почти таким, каким его видел Пепеляев. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Правда, появилось и то, чего при Пепеляеве не было. Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из её символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно.