ВЫЗОВ 3. ОСТАНОВИТЬ ДЕГРАДАЦИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
И современное общество, и экономика просто не в состоянии нормально, устойчиво развиваться, если на первое место не будет поставлен человеческий капитал. (с) Владимир Путин
Деградация человеческого капитала в Бурятии – сложная и многоплановая проблема, затрагивающая медицинские, культурные, образовательные и многие другие аспекты. Если смотреть на результаты – демографические показатели, то они удивляют и ужасают одновременно.
В Бурятии за 2015 год умерло 11 152 человека, из них 3 584 – то есть каждый третий – в трудоспособном возрасте. При этом 75% (!) умерших составили мужчины. Среди мужского населения 40% всех смертей приходится на трудоспособный период. В благополучных странах этот показатель едва превышает 10%, в развивающихся странах – до 20%. В среднем от болезней и несчастных случаев в России мужчины умирают на 16 лет раньше, чем на Западе, а женщины – на 12 лет. Ныне продолжительность жизни в среднем на шесть лет меньше, чем при Хрущёве.
Смертность от инсульта в республике в семь раз выше, чем в развитых регионах мира, каждый сотый заражен ВИЧ или иной инфекцией, передающейся половым путём, смертность от туберкулёза составляет около 16 человек на 100 тыс. жителей (например, в Израиле этот показатель составляет один человек на три миллиона).
Бурятия занимает первое место в России в удивительной категории: уровень самоубийств среди подростков. Она занимает первые места по смертности от травм, по смертности от пожара, по смертности от пищевого отравления. Если уровень смертности от наркотиков в России выше, чем в Колумбии и Боливии, то Бурятия занимает первое место в России по подростковой наркомании.
По итогам 2014 года в республике зарегистрировано 1 538 ДТП, в результате которых погибло 205 человек (это немногим меньше, чем во всей Финляндии) и 1 932 получили ранения различной степени тяжести. В относительном выражении смертность на дорогах Бурятии составляет 20,9 человек на 100 тыс. населения – один из самых высоких показателей в регионах мира!
Заметно выросло количество клиентов психиатрических лечебниц и умственно отсталых детей. Бурятия вошла в число самых «буйных» субъектов страны. Если в 2011 году на сто тысяч жителей республики приходилось 2 952 душевнобольных, то в 2015-м – уже 3 268. Это почти каждый тридцатый. А их общее число составляло 31 972 человека. Причем речь идет о глубоко больных людях, которые стоят на учете. Людей с теми или иными отклонениями намного больше…
Масштабы потребления алкоголя в Бурятии давно достигли размеров национального бедствия. По данным за 2016 год, наша республика вошла в топ-10 самых пьющих регионов страны. Рейтинг составили активисты федерального проекта «Трезвая Россия». Критерии: объем продаж 10 видов алкогольной продукции, число правонарушений, связанных с незаконным производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Ранжирование регионов произведено от самого благополучного (1-е место) к самому проблемному (85-е место). В итоге самыми трезвыми регионами названы Чеченская Республика. Бурятия среди трезвых регионов на 79-месте.
Социальный ущерб от пьянства и алкоголизма в республике огромен: увеличивается преступность, распадаются семьи, возрастает детская беспризорность, сокращается продолжительность жизни, происходит деградация личности и общества в целом. Незаконный оборот суррогатного алкоголя, возможность приобрести его в любое время суток и по доступной цене порождает совершение гражданами противоправных действий – от административных правонарушений до тяжких преступлений.
Априори считается, что у нас в России самое образованное население. В мире. По крайней мере, судя по отчетам и всем правительственным программам, это именно так. Хотя международные рейтинги давно говорят об обратном: 30–40 место по уровню знаний учащихся. Работодатели также могут поведать много интересного.
Возьмем, к примеру, такой немаловажный показатель, как уровень математических знаний школьников. В методологии большинства международных организаций именно уровень знания математики новым поколением определяет потенциал нации и место государства в мире. Ситуация с уровнем математических знаний у бурятских школьников напоминает катастрофу. Уже пятый год подряд 30–33% (каждый третий) выпускников школы не в состоянии преодолеть минимальную границу – 24 балла ЕГЭ. При том, что ежегодно Минобрнауки РФ искусственно занижает проходную шкалу баллов, чтобы вытащить из ямы отчаяния хотя бы часть двоечников. Ректора и преподаватели вузов хватаются за головы: даже самые «продвинутые» в своих школах ученики, решившие связать свою судьбу с точными науками, не то что не умеют решать простейшие задачи, но даже мыслить логически не способны.
В Бурятии большинство школьников вообще избегают сдавать ЕГЭ естественно-научного направления. Порядка 70% от всех выпускников год от года выбирают в качестве третьего экзамена исключительно обществознание, а значит, идут пополнять и без того раздутые ряды юристов, журналистов, психологов, переводчиков, экономистов и прочих гуманитариев. А это означает, что уже очень скоро в Бурятии будет катастрофический дефицит инженеров, программистов, медиков, самолетостроителей и так далее. Знания тех, кто все-таки вырываются в научно-технические области, таковы, что становится страшно.
Как известно, «будущее в руках школьного учителя». В каком же положении сами «инженеры будущего»? Не в лучшем: у 60–80% педагогов выявлено наличие синдрома профессионального выгорания (это выше, чем в органах внутренних дел), более чем у 20% – наличие профессиональных деструктов. Более 70% педагогов школ старше 45 лет, 30% – старше 60 лет. Многие педагоги вынуждены работать на 1,5 и более ставки, массовое омоложение педагогических коллективов не становится реальностью.
Более 90% учителей в школах Бурятии – женщины. Нельзя сказать, что это очень хорошо. Например, до революции в школах учителей-мужчин было много, они составляли абсолютное большинство педагогических коллективов. Традиционно в Бурятии, как во многих азиатских регионах, профессия учителя считалась мужской: учитель – наставник, гуру, пример и т.д. Народный учитель России Эдуард Марголин из Пскова, где он уже почти пятьдесят лет преподает математику и физику, мудро заметил: «Школа без мужчины все равно что неполная семья. В ней может быть и достаток, и уют, и комфорт, и тепло, но всегда будет не хватать ощущения надежности, силы, крепости, сдержанности. Воспитание будущего мужчины без мужчины - немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь».
Допустим вызов принят. С чего начать борьбу?
1) Для начала нам необходимо открыто и всецело признать, что проблемы эти существуют. Практику бодрых ура-отчетов, ежегодно выдаваемых на гора различными административными органами, пора прекращать. Соответственно, нужно донести до всех и до каждого глубину падения, и это зеркало не должно быть кривым.
2) Ныне стратегия властей в области разрешения демографического кризиса заключается, прежде всего, в поощрении рождаемости – аналогичным образом действуют фермеры, которые пытаются получить большие урожаи. Это определенно неверный подход. Прежде всего, необходимо побороть причины высокой смертности.
3) Необходимо создать широкие просветительские и образовательные программы для бурятского общества, предпринять шаги, чтобы переломить ситуацию в сфере алкоголизма. Причиной алкоголизма, кроме широкой доступности алкоголя, является сочетание низкого уровня жизни, а также скуки. В большинстве районов Бурятии не особо есть что делать. Алкоголь это решение, это часть социального дискурса. Если решить экономические проблемы в одночасье невозможно, то улучшить и разнообразить культурную жизнь не так уж и трудно. За последнее десятилетие число клубов и домов культуры в России сократилось на 25 %. Необходимо срочно исправлять ситуацию. Дома культуры (если они есть) на селе – едва ли не единственные проводники культуры. Это должны быть современные здания с медиатекой, кинотеатром, игоровой зоной, центром инновационного творчества. Людям нужно где-то культурно проводить досуг (сейчас это словосочетание на селе означает совсем другое). В общем нужен унифицированный проект сельского ДК, который размножить по поселкам. Нужно улучшить качество кинопроката и поставить более прогрессивное оборудование, возродить закрывшиеся библиотеки и завезти в них новые книги.
4) Необходимы агитационные компании, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Причем компании должны носить всеобщий народный характер. На наш взгляд один только фильм Солбона Лыгденова «Булаг» принес гораздо больше пользы, чем целый ряд государственных программ (а есть ли они вообще?). Привычки и образ жизни населения, которые негативно влияют на здоровье и долголетие людей, необходимо кардинально изменить. Нужны современные спортивные площадки во дворах, беговые дорожки в парках (и конечно сами парки), велосипедные трассы.
5) Остановить деградацию земель. Одна из причин – крайне скудное питание жителей республики: наблюдается белковая недостаточность, в суточном рационе преобладают углеводы (картофель и макароны), ощущается дефицит йода, витаминов и минералов. Проблема очень остра, т.к. хроническое отсутствие в рационе ряда незаменимых минералов постепенно приводит к дебилизации нации и постепенному вымиранию. Об этом достаточно часто пишет Константин Марактаев – известный бурятский ученый-изобретатель. Народы, получающие с пищей кальций, магний, намного опережают в своем развитии тех, кто испытывает недостаток этих микроэлементов. В пище низкорослых африканских племен, в частности пигмеев, создан дефицит названных элементов. Из-за этого страдают интеллект и продолжительность жизни пигмеев. Фосфор играет важную роль в деятельности головного мозга, скелетных и сердечных мышц. Фосфатные ферменты, являясь универсальным источником энергии, обеспечивают физиологическую деятельность клеток организма. Дефицит кальция влечет за собой инфаркт миокарда, раковые опухоли, остеопороз и резкое снижение иммунитета. Происходит частичная замена фосфора алюминием, что вызывает умственную отсталость. Магний является основным внутриклеточным элементом. С недостатком магния связаны заболевания сердечно-сосудистой системы, гипертонические болезни, повышается риск онкологических заболеваний, сахарного диабета, хронической усталости и чувства голода, а последнее связано с тем, что жиры из пищи при дефиците магния извлекаются недостаточно и откладываются на животе. Наличие и дефицит указанных элементов наиболее остро ощущаются на физическом и умственном развитии человека в возрасте до 14–15 лет.
По мнению Марактаева, причина наших бед, болезней и преждевременной смертности – неудобряемые пашни. Особенностью почвы Бурятии является то, что она образована из материнской породы – гранитов, состоящих в основном из кремнезема, глинозема, железа и щелочей с мизерным содержанием кальция и магния. Соответственно, почвенные микробы не создают гумусный слой и не превращают вносимые удобрения в усвояемые корнями растений формы. При дефиците кальция и магния в почве образуется кислая среда, и вносимые удобрения без переработки микробами превращаются в балласт.
Нашему земледельцу необходимо, отбросив мертвые догмы и указания некомпетентных чиновников, самостоятельно и энергично взяться за освоение разработанных учеными компактных, сверхэффективных, современных технологий с целью выращивания полноценного зерна, овощей и фруктов.
К тому же проблема с опустением земель еще шире, чем кажется. Наши поля скудеют, мы снимаем мизерные урожаи с полей, жители покидают свою землю, перестают её обрабатывать, разоряются домохозяйства, население спивается, деревни пустеют.
Решив проблему деградации земель, де-факто мы в значительной степени решим проблему деградации человеческого капитала.
6) Необходима модернизация образования в Бурятии через подготовку профессиональных руководителей школ, колледжей, работников муниципальных и региональных систем образования. Перед новыми управленческими кадрами должна стоять задача не просто, как принято говорить в таких случаях, «улучшить образовательные результаты», а поменять среду.
В голодные и лихие 90-е в Бурятии работало около десятка специализированных физико-математических классов под руководством педагогов-новаторов – профессоров Ларисы Васильевны Антоновой, Валерия Ефимовича Архинчеева и некоторых других. Некоторые бизнесмены, в частности Матвей Баданов («БИН»), Виталий Раднаев («Снежный барс»), жертвовали личный капитал на развитие физико-математического образования в школах Бурятии. Ныне – в относительно благополучные времена – тишина. Разумеется специализированные классы должны быть немедленно организованы, ибо глобальные технологические тренды диктуют спрос на инженеров и программистов. Бурятия не должна остаться в стороне.
Бурятия
1722
10 вызовов современной Бурятии. Вызов третий «Остановить деградацию человеческого капитала»
Нам необходимы «созидатели нового мира» – свежая генерация людей, физически и психически здоровых, энергичных способных творчески мыслить и активно действовать, ведь в глобальной экономике именно человеческий капитал, а не геоэкономические преимущества определяют богатство современных государств. Именно здоровый, думающий, образованный, ответственный и честный человек является основой и гражданского общества, и всеобщего благосостояния.