ВЫЗОВ 4. ВОССТАНОВИТЬ ДОВЕРИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ
Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир. © Антуан де Сент-Экзюпери
Практически все серьезные эксперты понимают, что для осуществления сколь-нибудь серьезного экономического прогресса жизненно важным является гражданское общество, здоровое и динамично развивающееся.
Что мы наблюдаем сейчас? Рассмотрим, к примеру, сводки с итогового совещания работников республиканской прокуратуры: в 2016 году в ходе прокурорских проверок выявлено и пресечено свыше 34 тыс. нарушений федерального законодательства; по материалам прокурорских проверок возбуждено 144 уголовных дела; разрешено свыше 12,2 тысяч обращений и каждое третье признано обоснованным; выявлено 1826 нарушений законодательства о противодействии коррупции, приняты меры по исключению коррупциогенных факторов из 410 нормативных правовых актов и их проектов; предотвращено принятие более чем 700 незаконных актов, скорректировано свыше 1000; устранено свыше 1,7 тысяч нарушений при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, более 1300 – при формировании бюджетов и расходовании бюджетных средств; по постановлениям прокуроров возбуждено 34 уголовных дела по фактам неправомерного использования средств бюджетов.
О чем это говорит? Очевидно, что об отсутствии в регионе общих ценностных установок, общих представлений о социальной этике и политической морали. А также о преобладании корыстных эгоистических интересов отдельных должностных лиц над общественными, отсутствии доверия в обществе, неуважении к закону и порядку, а также правовой безграмотности.
Ключевой ресурс развития современного общества – доверие. Оно обеспечивает экономическое развитие и улучшает социальное благосостояние. Оно лежит в основе общественной жизни. Как пишет Френсис Фукуяма – крупнейший американский философ, социолог и футуролог – доверие – это возникающее у членов общества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами. Под этими общими нормами следует, прежде всего, понимать традиции, обычаи и общепринятые этические ценности.
Социальный капитал – это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами. Он может быть воплощен и в мельчайшем базовом социальном коллективе – семье, и в самом большом коллективе из возможных – нации, и во всех коллективах, существующих в промежутке между ними. Социальный капитал отличается от других форм человеческого капитала тем, что обычно он создается и передается посредством культурных механизмов – таких, как религия, традиция, обычай.
Состояние социального капитала в конкретном обществе имеет серьезнейшие последствия для того, к какого рода устройству экономики оно придет в результате индустриализации. Если люди, работающие вместе в одной компании, доверяют друг другу в силу общности своих этических норм, издержки производства будут меньше. Общество, где это происходит, имеет больше возможностей внедрять новые формы организации, поскольку высокий уровень доверия позволяет возникать самым разнообразным типам социальных контактов.
И наоборот, люди, друг другу не доверяющие, в конце концов смогут сотрудничать лишь в рамках системы формальных правил и регламентаций – системы, требующей постоянного переписывания, согласования, отстаивания в суде и обеспечения выполнения, иногда принудительного. Весь этот юридический аппарат, заменяющий доверие, приводит к росту того, что экономисты называют «операционными издержками». Другими словами, недоверие, распространенное в обществе, налагает на всю его экономическую деятельность что-то вроде дополнительной пошлины, которую обществам с высоким уровнем доверия платить не приходится.
Почему кассы взаимопомощи получили распространение среди рабочего класса в России в XIX -- начале XX века? Почему, например, кредитные союзы прогрессировали в канадском Квебеке или в Ирландии? Потому что в обществе были запасы социального капитала и взаимного доверия и это удалось капитализировать. Точно так же сегодня Япония, Южная Корея и другие страны нашли свои, специфические рычаги для проведения модернизации.
В современной Бурятии нет доверия к государственной власти. Большинство жителей придерживаются мнения, что «некомпетентное руководство загнало республику в такую яму, что некоторые готовы уже сейчас тайком бежать из своей мрачной ямы через леса и болота в иные светлые дали». Как пишет тот же К. Марактаев: «Хотя чиновников, как в муравейнике, а толка никакого, любые предложения тонут как в болоте мракобесия и маразма. Взращенные в комфортной дремоте, на обильном питании за счет налогоплательщиков, вне зависимости от результатов своей деятельности, наши чиновники начисто лишены желания и способности что-либо новое понять и продвигать. После многих лет контактов с ними, у меня невольно создается впечатление, что они своей мертвой хваткой беспощадно душат новые веяния и решения».
Необходимо констатировать, что сознание бурятского «правящего класса», несмотря на его показушную «европейскость» (дорогие автомобили, одежды, гаджеты и т.д.), остается средневековым и глубоко провинциальным.
В Бурятии сейчас во многом нет доверия к финансовому сектору, к правоохранительным органам, к бизнесу, даже к соседям и близким родственникам. Как ни старайся, а народ, вместе с производством все равно бежит из Бурятии.
Оказались размытыми традиции. Как пишет Сэрэмжит Интогарова в статье «Мы останемся в истории теми, кто загубил Байкал?»: «Уничтожение многих табу нашего культурного кода уже состоялось. Не осквернять воду, огонь и землю, не брать излишки от природы, почитать стариков, заботиться о детях – от неуклонного исполнения свода этих правил некоторые наши земляки давно себя освободили».
Как восстановить доверие и социальный капитал? Очевидно, что они не могут быть учреждены правительственным декретом подобно, скажем, министерству или комитету.
Яркий пример общества, создавшего социальный капитал фактически из ничего, уже упоминавшийся Сингапур. Ли Куан Ю модернизировал рыбацкую деревню с нищим и безграмотным населением до уровня ультрасовременного мегаполиса и дает простейшие и, как выяснилось, действующие рецепты.
Во-первых, сильное, самодостаточное и экономически развитое общество всегда опирается как на «фундаментальные» ценности: традиции и нравственные устои, ценности свободы и права, справедливости и человеческого достоинства, морали и понимания – все то, на что административные меры способны повлиять лишь косвенно. Соответственно на этот вопрос должны ответить эксперты в области философии и гуманитарного знания, политологии, теории управления, экономики, социальных наук. Огромная роль также принадлежит институтам развития нового поколения: семье, школе.
Велика роль церкви. Однако церковь не должна становиться государственно-публичной структурой, вовлекая в бездумную клерикализацию неокрепшие умы, а, тем более, детей.
Во-вторых, в число факторов, оказывающих влияние на общественное доверие, входят и такие вполне светские вещи, как профессиональные стандарты и корпоративные кодексы поведения. Это то, на что можно (и нужно) влиять административным путем.
В-третьих, немаловажным фактором являются людские привычки, изменить которые под силу каждому человеку.
Борьба за доверие, приоритет ценностей добра и справедливости должна принять общесоциальный характер, вид общественного движения, своеобразной бациллы, «прививаемой» обществу и создающей в нем то, что мы называем «новым мышлением», прошитом в сознании, а не просто заложенном в формальные процедуры.
Нет никакого неизменяемого менталитета и нет никаких национальных привычек, которые стоят на пути прогресса, если у людей есть воля. Прежде всего, пора покончить с мифами, что «поменять ничего нельзя», что «народ у нас не поймет». Бурятское общество может жить честно и работать эффективно!
Бурятия
1332
10 вызовов современной Бурятии. Вызов четвертый «Восстановить доверие и социальный капитал»
Сильное, самодостаточное и экономически развитое общество всегда опирается на «фундаментальные» ценности: традиции и нравственные устои, ценности свободы и права, справедливости и человеческого достоинства, морали и понимания.