Досуг
4224

«Я все могу простить друзьям, но никогда не смогу простить предательства»

22 апреля народному артисту СССР Киму Базарсадаеву исполнилось бы 80 лет

Фото: архив семьи К. Базарсадаева

С 14 по 16 апреля в Улан-Удэ пройдет традиционный конкурс молодых оперных певцов его имени. 

Начинавшийся как межрегиональный, сейчас это международный конкурс, проводимый Культурным фондом имени К.И. Базарсадаева. Почетный гость и член жюри - знаменитый Иосиф Кобзон. 

К юбилею же великого певца мы взяли интервью у его близкого друга, полковника МВД в отставке Кима Зодоева. Он рассказал infpol.ru о жизни бурятского артиста в Ленинграде, Москве и Улан-Удэ, его карьере. Также он вспомнил интересные случаи, которые произошли с Кимом Базарсадаевым. 

«Мне в жизни повезло…» 

- Как вы познакомились с Кимом Ивановичем? 

- Хочу сказать, что мне в жизни повезло. Потому что где бы Ким ни был, как-то казалось, что мы все время рядом. Вот, допустим, начиная с Ленинградского военно-политического училища МВД, где я учился в 60-х годах. Он тогда учился в консерватории в том же городе. До этого мы были просто знакомы и особо не общались. Приехали мы туда учиться и встретились на землячестве. Наверное, тогда-то в основном и состоялось наше знакомство. Мы, его земляки, в то время уже знали, что он обладает прекрасным голосом, что он – очень талантливый. С Кимом Ивановичем в консерватории учились такие будущие знаменитости, как Борис Штоколов, Елена Образцова, Эдуард Хиль. И он нисколько в этом плане не отставал от них: чувствовалось, что он тоже будет большим певцом, артистом. 

- И вы дружили с ним практически всю жизнь? 

- «Ленинградская эпопея» у нас как-то быстро прошла. И он, по-моему, в 63 году закончил консерваторию, потом уехал в Москву: его направили в столицу в военный ансамбль имени Александрова. Через два года я приехал в Москву учиться в Высшую школу МВД, и мы там опять встретились. Тогда уже встреча была такая, можно сказать - старых знакомых, что ли. В Кузьминках у него квартира была, и мы с приятелями ездили к нему в гости. С тех пор так и дружили с Кимом. Сейчас дружат между собой наши дети, внуки. 

- Каким другом был Ким Иванович? 

- У него выражение было такое: «Я все могу простить друзьям, но никогда не смогу простить предательства». У него это было за основу, он всегда говорил об этом. Также он поддерживал нас в любых ситуациях. И еще, когда Ким Иванович, например, приходил в гости к кому-нибудь, то всегда приносил с собой подарки. Такое хорошее отношение у него было не только к друзьям, а к людям вообще. 

- Каким он был человеком? 

- Он очень уважал сельских людей, Ким Иванович очень любил в деревню ездить. У меня братишка жил в Верхней Иволге, и мы часто у него гостили. Первое время, когда я только стал полковником, все время братишку гонял, задания какие-то давал. Один раз Ким Иванович сидел-сидел и не вытерпел. Когда он вышел, говорит мне: «Ты что, перед ним выпендриваешься, как ты можешь так?! Они же тебя кормят-поят, одевают-обувают. Надо уважать их». Я потом подумал, а действительно - правда. После этого я стал своего братишку уважать, ведь на самом деле так и есть. У Кима Базарсадаева была такая замечательная черта - уважительное отношение к людям. И поэтому у него друзей было очень много. Он общался со всеми, никогда не зазнавался, и его, в свою очередь, очень уважали и любили люди. 

- Было ли у него какое-то хобби, любимое увлечение? 

- Он увлекался автомобилями. Тогда, конечно, они были предметом роскоши, это сейчас их много. Однажды у него угнали машину, бросили где-то, раскурочили. И мы вместе с ним поехали смотреть, что стало с его авто, и он  прослезился. 

Переехал в Бурятию 

- Почему он  уехал  из Москвы,  ведь у  него там  очень хорошо складывалась карьера? 

- Он окончил консерваторию, и направление у него было «оперный певец». И его все время тянуло петь оперные арии: ему, видимо, больше как-то импонировало это. Однажды на каком-то вечере он повстречался с Клавдией Ивановной Шульженко. Как рассказывал сам Ким Иванович, когда прославленная певица его прослушала, то сказала, что у него блестящее будущее, ему надо идти на большую сцену. Также Шульженко предложила свои уроки Киму Ивановичу, и он к ней ходил, учился. Уже потом в Москву приехал Андрей Урупхеевич Модогоев и пригласил Базарсадаева работать в Театре оперы и балета в Бурятии. Ким Иванович долго думал, советовался с нами. Мы с нашим общим другом сказали ему, что, конечно, ехать надо; что у него большой талант, и он должен прославлять свой народ. Те же слова, видимо, Андрей Модогоев ему говорил, и в результате - Ким дал согласие. 

- Расскажите, пожалуйста, о том периоде, когда он работал директором театра оперы и балета. Тяжело ему было трудиться на высокой должности в 90-е годы?

- Очень. Тогда время было переходное, тяжелый период такой наступил. Но он никогда не жаловался, да и времени у него не было на это: постоянно работал. 

О Монголии, Франции, Швейцарии и … Марлен Дитрих. 

- Расскажите,   пожалуйста, об интересных  случаях из жизни  Кима Ивановича. 

- Когда он стал оперным певцом в Бурятии, он часто ездил выступать в разные страны в составе группы народных артистов СССР. И интересный случай произошел в Монголии. Их в этой стране очень хорошо встретили, особенно Кима Ивановича. А всё, потому что жена генерального секретаря ЦК МНРП (Центрального комитета Монгольской народно-революционной партии – прим. ред.) оказалась его дальней родственницей. Нашего певца там встретили как выдающегося дипломата, закрепили за ним машину, предоставили апартаменты. Друг Кима по фамилии Тихомиров (имени, к сожалению, не помню) ему тогда сказал, что, дескать, Бурятия и Монголия как братья,  поэтому его так принимают. 

Через некоторое время поехали они тем же составом во Францию. Тут надо сказать, что в Париже жил в это время и трудился в штаб-квартире ООН, в ЮНЕСКО наш земляк - Геннадий Матханов, брат Эдуарда Матханова, моего хорошего знакомого. Закончил он аспирантуру в Москве по специальности «микробиолог», и его направили работать во Францию на пять лет. И мы с Кимом пришли к Эдуарду и говорим, давай на Гену выйдем и скажем ему, чтобы он встретил Кима Ивановича. И, вот, полетели артисты в Париж. Самолет, значит, над городом круг делает, и Тихомиров рядом с Кимом сидит и говорит: «Мы сейчас были в Монголии, а сейчас ты прилетаешь в Европу. Тут все будет по-другому». А Ким Иванович отвечает ему: «Меня и здесь встретят. Что ты думаешь, не встретят, что ли?». 

И точно, Гена подъезжает! Он же пользовался там правами дипломата: подъехал к трапу самолета на красивой машине, на «Ситроене» с открытым верхом. Ну, Ким Иванович выходит, машет ему, Тихомиров тогда очень сильно удивился (смеется). 

- Какие еще удивительные истории он вам рассказывал? 

- В ходе поездки в Швейцарию Ким Базарсадаев встретил после концерта земляка - бурята. Оказалось, что он родом из Баргузинского района, попал  в плен во время войны, побоялся потом возвращаться на Родину и уехал в Швейцарию. Там и остался жить: женился, у него родились дети. А пришел он к Киму Ивановичу на концерт, чтобы пригласить его к себе домой, пообщаться с ним, познакомить с супругой и дочками. Ну, Ким Иванович поехал к нему, погостил. 

- Он, наверное, часто встречался с разными звездами? 

- Да, он дружил с известными людьми, многих знаменитостей видел. Мне почему-то запомнился его рассказ о Марлен Дитрих, с которой он выступал в одном концерте. Он увидел там известную певицу и актрису в настоящем бриллиантовом платье, то есть все платье у нее было расшито бриллиантами. Ким рассказывал, что Дитрих тогда произвела настоящий фурор.

Автор: Ирина Эмедеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях