Речь идёт о сумме в 328 миллионов рублей. Всего же на реконструкцию и замену устаревшего оборудования на правобережных очистных сооружениях потребуется более двух миллиардов.
- Очень важно, что первую часть этой суммы город получит уже в текущем году. Это даст возможность как можно раньше начать реконструкцию и прекратить загрязнение природы, – отметил и. о. главы Бурятии Алексей Цыденов.
Как отмечают в пресс-службе правительства республики, улан-удэнские очистные предполагается начать полностью модернизировать с 2017 года – с целью полного соответствия новым экологическим стандартам охраны Байкала и замены морально устаревшей оснастки. Завершить работы планируется к 2020 году.
Реализация проекта позволит не только избавить горожан от запаха фекалий, но и снизить класс опасности стоков в главный приток Байкала – Селенгу. Напомним, минувшим летом в ходе проверки сотрудники Росприроднадзора по Бурятии выявили, что «Водоканал» сбрасывал в реку отходы, даже не имея на то разрешительных документов. А вместе с ними в воду попадали химические вещества и микроорганизмы. Установленные нормативы на допустимые сбросы при этом не соблюдались. Да и качество воды оставляло желать лучшего: в районе левобережных очистных сооружений оно не соответствовало требованиям по шести, а в районе правобережных – по двум показателям. Тем не менее, за все эти нарушения коммунальщики отделались штрафом в 110 тысяч рублей.
Спустя несколько месяцев проблема вышла на федеральный уровень. В эфире телеканала ОТР сотрудники «Водоканала» подтвердили: оборудование на станции не меняли больше сорока лет, а обеззараживание воды перед сбросом в Селенгу не проводилось уже давно. Раньше для этого использовался хлор, но современные нормативы его запрещают, а на покупку ультрафиолетовой установки у муниципального предприятия просто нет средств.
«Уникальный проект»
Грязная вода не только разносит неприятный запах по окрестностям: неочищенные стоки текут из города прямо в Байкал, убивая его флору и фауну. Природоохранная прокуратура не раз выписывала штрафы руководству «Водоканала». И только после того, как ведомство обратилось в суд, собственник очистной станции – мэрия Улан-Удэ – приступила к разработке проекта на реконструкцию правобережных очистных сооружений.
Во исполнение судебного решения Минстрой Бурятии подал заявку на вступление в государственную программу по охране Байкала. Отмечалось, что из федерального бюджета на капитальную реконструкцию очистных направят более двух с половиной миллиардов рублей.
- Это один из самых передовых неплохих проектов по стране. Он уникальный хотя бы потому, что у нас требования жёсткие. В других городах, где таких требований нет, строят простые очистные, – отметил в интервью ОТР председатель комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ Константин Мошковский.
«Без этого проблему не решить»
В ноябре улан-удэнские чиновники заявляли, что первые 400 миллионов город получит уже весной. На них планировалось заменить старые резервуары-отстойники и коммуникации и, наконец, приобрести обеззараживающую установку. Предполагалось, что после этого жители районов, расположенных рядом со станцией, перестанут чувствовать характерный аромат от реки. Остальную сумму, по условиям программы, федеральный бюджет должен был переводить Улан-Удэ частями в течение трёх лет. И к 2020 году руководство станции планировало накрыть отстойники ангарами, которые окончательно избавят людей от запаха фекалий.
Этот вопрос после проверки природоохранной прокуратуры взяли на контроль общественники. В конце декабря депутат Госдумы, сопредседатель бурятского отделения ОНФ Николай Будуев вместе с другими «фронтовиками» и представителями СМИ «проинспектировал» главные очистные сооружения Улан-Удэ. Итоги проверки оказались неутешительными.
- Сооружения крайне изношены, местами – более чем на 90 %, некоторые станки уже не работают, – рассказал Николай Будуев.
Он отметил, что город решать вопрос не торопится.
- Та же самая история, как и со школой № 2 – когда ПСД не могли подготовить в течение четырёх лет. После того, как деньги выделят, наша главная задача – проконтролировать, чтобы они были потрачены не зря. Сегодня именно улан-удэнские очистные убивают Байкал – в силу того, что они морально устарели. Первую очередь построили в 1975, вторую – в 1985-м. И сейчас крайне важно как можно скорее провести реконструкцию. Без этого проблемы Байкала не решить, – заявил депутат.
В администрации признали: подготовить документы и в самом деле не успели в срок, но связано это с новыми требованиями к проекту. Председатель комитета городского хозяйства Константин Мошковский сообщил: они «просто заоблачные», к тому же властям пришлось сменить подрядчика. Он пообещал, что виновные понесут наказание.
- Кто подписывал документы – тот и будет отвечать, – заявил он.
«Поезд ушёл»
В феврале на заседании Общественного совета при Минприроды России выяснилось, что реализация проекта вновь откладывается, поскольку город затянул с проектно-сметной документацией. Сообщалось, что деньги эти цели улан-удэнские власти получат в лучшем случае в 2018 году, а не в 2017-м, как обещали в мэрии ранее.
- Мы ставили перед субъектами вопрос о том, что если они не определятся со своими приоритетами с точки зрения проектирования, мы ничего не сделаем. В этом году, по сути, будет финансироваться полтора объекта – очистные города Иркутска и переходящие объекты 2016 года. Всё, – отметил тогда директор департамента экономики и финансов Минприроды России Сергей Бубенов. – Забайкальский край не получает ни рубля: у них нет подготовленной проектной документации. То же самое с Бурятией и Иркутской областью. Это проблема субъектов, никто за них её не решит. К сожалению, в 2017 году поезд ушёл.
Он подчеркнул: Бурятия признала свою ошибку.
- Они сказали, что рассчитывали на муниципалов, но они не нашли в бюджете деньги, – пояснил федеральный чиновник.
Тем не менее, Бурятия всё же попробовал запрыгнуть в уходящий поезд. И. о. главы республики Алексей Цыденов затронул вопрос реконструкции улан-удэнских очистных на выездном заседании по реализации проекта «Байкал: великое озеро великой страны» в Иркутске. В своём выступлении он сообщил: состояние Байкала ухудшается, в первую очередь – из-за состояния Селенги, в которую попадают фактически неочищенные стоки.
- Документы по очистным сооружениям Улан-Удэ готовы, мы готовы принять 2,6 миллиарда рублей, – цитировало Цыденова ИА «Альтаир».
Впрочем, присутствовавший на заседании замминистра природных ресурсов и экологии России Сергей Ястребов не поверил в намерения Бурятии «обновить» очистные сооружения. Федеральный чиновник отметил: говорить власти республики могут что угодно и дал понять, что дорогостоящий проект может превратиться в очередной долгострой