В марте президент утвердил поправки в закон об ОСАГО, которые устанавливают преимущество натурального возмещения перед денежным, сообщает РИА Новости. В чем плюсы и минусы натуральной формы возмещения убытков?
Теперь страховщик не выплачивает владельцу поврежденного автомобиля деньги, а отправляет машину на ремонт в сервисный центр. Отметим, что инициатором поправок в закон об ОСАГО является Российский союз автостраховщиков (РСА).
Плюсы и минусы
Раньше водитель автомобиля, попавшего в ДТП, получал денежные выплаты от страховой компании виновника аварии по полису ОСАГО за ущерб в размере до 400 тысяч рублей.
По новым правилам страховщик оплачивает ремонт вашего авто непосредственно на станции техобслуживания. Причем автомобиль со сроком эксплуатации до 2 лет будет ремонтироваться в дилерских автосервисах. А все остальные – в других сервисных центрах.
СТО выбирает автовладелец среди тех, что ему предложит страховщик. При этом расстояние до сервиса не должно превышать 50 километров. Но хозяин машины может настоять и на своем сервисе, которого в списке нет. В этом случае страховая компания должна дать письменное согласие и предупредить, что в этом случае она не отвечает за сроки и гарантию работы.
Ремонт будут делать без учета износа и только новыми деталями. Исключение сделано для автомобилей, на которые новые детали найти невозможно, но и то по согласованию со страхователем.
Если вы делаете ремонт в СТО, которую рекомендовал страховщик, на работы предоставляется гарантия. Минимальный срок - 6 месяцев. На кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, гарантия составит 12 месяцев. Срок ремонта не должен превышать 30 суток. За нарушение сроков, а также за некачественный ремонт ответственность несет страховщик. Причем вполне материальную: 0,5% от суммы ущерба за каждые сутки просрочки.
Возмещение ущерба деньгами не ушло в небытие. Оно сохранилось, но только в строго прописанных случаях. Например, когда стоимость восстановления превышает лимит выплаты по ОСАГО, а это 400 тысяч рублей. Или автовладелец погиб, или получил в результате аварии средний или тяжкий вред здоровью. Также на денежную выплату могут рассчитывать инвалиды. Правда, при расчете денежной выплаты по единой методике стоимость износа будет учитываться. Деньгами будет возмещаться ущерб, если страховщик не сумел подобрать страхователю соответствующий сервис.
Как повлияет на мошенников
По задумке депутатов, изменения в законе об ОСАГО позволят сократить количество мошенничеств в страховой сфере.
Как схемы действовали раньше? Страховые юристы либо перекупают права требования у водителей, которые повредили свои автомобили в ДТП, либо инсценируют аварии или просто подделывают извещения об аварии для страховых компаний. После этого они не только претендуют на денежные выплаты в сумме до 50 тысяч рублей по каждому случаю (лимит по европротоколу), но и завышают стоимость ремонта за счет приписывания скрытых повреждений и стоимости услуг своих представителей. Тогда уже дополнительная финансовая нагрузка ложится на плечи виновника ДТП после суда.
- Ремонт вместо выплаты может исключить «автоюристов» из взаимодействия страховщиков и автовладельцев, — сказал главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов.
И вообще новая система, по мнению экспертов, это современно и прогрессивно.
- В большинстве стран мира натуральная форма возмещения убытков по страхованию автомобилей – это норма, - пояснил автомобильный эксперт, директор радио «Страна» Игорь Моржаретто.
Но российский менталитет к такому, пожалуй, не сразу привыкнет
- Многие очень хотят получить деньги (по ОСАГО). Думают, денег получу много, а сам бесплатно с кумом отремонтирую, — рассказывает он про намерения некоторых водителей.
Комментарий эксперта
Альберт Эрдыниев, руководитель Многофункционального юридического центра:
- Считаю, что данные изменения в законодательстве об ОСАГО существенно ограничивают права пострадавших в ДТП. Если до нововведений страховые компании выплачивали компенсацию за ущерб, причиненный в результате ДТП в денежном выражении, то теперь по всем полисам ОСАГО, оформленным после 28 апреля с.г., выплата заменится «натуральным» возмещением, т.е. ремонтом в СТО. Это значит, что потерпевшая сторона вынуждена будет производить ремонт в «авторизованных» СТО, и далеко не по своему выбору. В то же время неизбежно возникнут спорные ситуации, когда владелец авто не будет удовлетворен качеством произведенного ремонта, качеством запасных частей и прочее. Если сейчас владелец, не удовлетворенный суммой выплаты, обращается в суд с результатами независимой оценки с требованиями доплаты, то теперь данная процедура значительно усложнится, поскольку необходимо будет доказывать, в чем именно произведен некачественный ремонт, и тратить время, нервы и, главное, дополнительные средства на различные экспертизы и заключения специалистов.
Необходимо понимать, что на данные правоотношения распространяются нормы гражданского права, закона о защите прав потребителей. В марте Конституционный суд РФ дал разъяснения в части применения данных норм и предписывает требовать полного возмещения вреда не только со страховых компаний, но и непосредственно с причинителя вреда, т.е. с виновника ДТП. В итоге получается, что, приобретая полис ОСАГО, ни одна из сторон в полной мере не защищена, и теперь многое будет зависеть не только от добросовестности страховых компаний при начислении страховых премий, но и от компетентности и профессионализма работников различных СТО, поставщиков запчастей и оборудования.