ВЫЗОВ 6. МЕРИТОКРАТИЯ И КАДРОВЫЙ ВОПРОС
Кадры решают всё © Иосиф Сталин
Меритократия – власть достойных, это система, в которой поощрения (в том числе и продвижение по службе) основаны на достижениях и не зависят от других факторов, например, от родственных или дружеских связей.
Меритократия получила широкое распространение не только на Западе, но и на Востоке. Так в современном Китае Коммунистической партии удалось построить меритократические механизмы. Впрочем, этому есть определенное объяснение: в течение более чем тысячи лет отбор на государственную службу в императорском Китае производился по результатам строжайших государственных экзаменов, доступ к которым был открыт людям любого происхождения.
Визитной же карточкой Бурятии стали родоплеменные связи, кумовство и разного рода клановость. В начале XXI века республика скатилась в мрачное средневековье, когда должности и звания стали раздаваться представителям «западных», «восточных» или «семейских», а также просто представителям отдельных родов, как это было во времена боярской думы.
Без слома этой отжившей и дискредитировавшей себя системы нечего и думать о развитии. Сделать рывок нынешняя система управления экономикой принципиально не способна. Необходимо не просто обновление политической элиты и «механическая» замена одних лиц на другие. Нужен отказ от родственно-земляческих принципов назначения в органы власти. Пресловутому «кумовству» должно быть противопоставлено создание социальных лифтов для карьерного роста молодых, энергичных, талантливых и перспективных граждан, стремящихся развивать республику. Новые кадры потребуются не только в органах государственной власти, но и в бизнесе.
С точки зрения социологии в ближайшие годы (1-2-5 лет) должны произойти серьезные изменения. Если говорить про Бурятию, то тут в строй вступило многочисленное поколение конца 70-х – начала 80-х. Люди эти в основной массе образованны (советская система образования), свободны от идеологических догм, присущих предыдущему поколению, были свидетелями ужасов 90-х и испытывают подсознательное отвращение к формам и методам работы сегодняшней власти (которые с 90-х мало изменились), одновременно видели крушение СССР и не исповедуют многие псевдоценности советской системы. Что самое главное они ничего не успели получить от приватизационного пирога, им требуется место под Солнцем, которые заняты варягами, родственниками и сателлитами варягов, просто случайными людьми на основе личной приязни. Стоит дилемма: «широко закрыть глаза», уехать или... Пока эти люди просто боятся или не стремятся открыто выражать свое мнение, митинговать, но протестные настроения копятся с каждым днем.
Как нам всем известно из выпусков новостей, чтобы понравиться Кремлю губернатору (главе), особенно присланному, нужно договориться с местными элитами. Иными словами губернаторы на местах должны «танцевать» с местными олигархами или представителями влиятельных родов, а то и криминальных групп. Очевидно, что попытки выключить кого-то из игры, отставить от теплого и хлебного места вызывают конфликты. Сможет ли вновь избранный Глава Бурятии выстроить защищённые от коррупции каналы коммуникаций с группами влияния, обеспечить проведение кадровой политики, основанной на профессионализме? Пока это вопрос без ответа.
Бурятия
2078
10 вызовов современной Бурятии. Вызов шестой «Меритократия и кадровый вопрос»
Визитной карточкой Бурятии стали родоплеменные связи, кумовство и разного рода клановость. В начале XXI века республика скатилась в мрачное средневековье, когда должности и звания стали раздаваться представителям «западных», «восточных» или «семейских», а также просто представителям отдельных родов, как это было во времена боярской думы. Без слома этой отжившей и дискредитировавшей себя системы нечего и думать о развитии.