дацан
5311

Буддисты сняли табу со священной горы в Бурятии

Они решили обезопасить туристов, приезжающих на Мунку-Сардык

Фото: Александр Гармаев

В прошлом году на самой высокой точке Восточных Саян впервые прошла акция «За чистый Мунку-Сардиак». Три десятка добровольцев собирали мусор, устанавливали контейнеры и урны, оборудовали туалеты и места для кострищ и туристических стоянок. Весна считается самым удобным временем для восхождения на священную гору: в апреле-мае туда съезжаются тысячи гостей из разных уголков России и мира.

«Рука к ружью тянется»

Этой весной акцию решили повторить. По словам депутата Народного Хурала Бориса Ботоева, с каждым годом число желающих покорить горную вершину увеличивается и многие из них оставляют после себя горы мусора.  

- Среди туристов есть и добросовестные, и недобросовестные. Есть просто варвары. Я сам был свидетелем, когда в Хойто-Голе, где есть минеральные источники,  люди мылись мылом и шампунем, – рассказал Ботоев на правительственном брифинге 17 апреля.

Иркутяне и вовсе оставляют в сакральном месте бутылки со спиртным и, по словам Бориса Ботоева, «сидят и радуются».

- Многие местные жители говорят, что рука к ружью тянется. Они (туристы) добираются на своих аэролодках до тех мест, куда сами окинцы на лошадях не могут добраться, и электроудочками «выбивают» всё – и молодь, и хариуса, и ленков, и тайменя, – поведал депутат. – Только за майские праздники на Мунку-Сардык поднимается до десяти тысяч человек – и из ближайших регионов – Читы, Иркутска, Красноярска  и зарубежные туристы. Каждый может оставить после себя по 5 килограммов мусора.

Весной 2016-го оттуда вывезли около пяти самосвалов с отходами.

- Я тоже, несмотря на свои годы, поднялся на Мунку-Сардык и примерно пять килограммов мусора спустил в мешочке, чему очень радуюсь, – признался народный избранник.

«Последствия могут быть серьёзными»

Глава Окинского района Матвей Мадасов отмечает: подобные экологические акции уже стали традиционными. Местные власти активно поддерживают общественников. 

- Есть, конечно, некоторые «шероховатости», не всё отрегулировано на законодательном уровне, – признаётся он.

По словам Мадасова, многих приезжих возмущают действующие в Оке ограничения, которые предъявляют к ним власти.

- Но они не носят критический характер. На самом деле, уборка мусора и запрет на разведение костров в пожароопасный период – обычные вещи. Мы обращаем внимание гостей на то, что Мунку-Сардык является не только туристическим объектом. В первую очередь, это место поклонения местных жителей. Последствия могут быть серьёзными, – предупреждает районный глава. – Кроме того, это приграничная территория, где действует режим государственной границы.

Вместе с тем, отказываться от развития туризма местные власти не намерены.

- Надеюсь, что у нас получится организовать нормальные условия, в том числе – без оскорбления чувств верующих. Это основная позиция администрации района и моя личная, – сообщил  Матвей Мадасов. – Противиться хорошим позывам мы не собираемся и всегда готовы к сотрудничеству.

Первый шаг уже сделан. Чтобы облегчить туросвоение священных мест, буддисты провели молебен  и … сняли ряд табу.

- Учитывая все эти современные реалии – развитие туризма, альпинизма – духовенство исторических дацанов Саянского региона совместно с Федерацией альпинизма Бурятии и многими экологическими организациями – российскими и зарубежными под руководством нашего учителя совершили духовное восхождение. На вершине горы был проведён уникальный молебен: все основные табу, заложенные нашими предками, были сняты – дабы уберечь жителей и гостей от разных непредвиденных обстоятельств. Всё-таки это пик Восточных Саян, самое посещаемое место в альпинистском и туристическом мире на большом постсоветском пространстве, – говорит настоятель Окинского дацана «Пунцогнамдоллинг»  Норбо-лама (в миру – Владимир Григорьевич Аюшеев).

При этом, как выяснилось, мнением большинства местных жителей никто не поинтересовался – вопрос решали только  верующие, «которые понимали всю важность этого момента».

- По нашим традициям, на гору даже нельзя было показывать пальцем. И нам пришлось снять запреты, чтобы обезопасить весь этот процесс, – пояснил Норбо-лама. – Всё сокровенное было достоянием некоторых людей, учителей, оно утаивалось. Многие (о молебне) не знали, общество оказалось не готово обсуждать эти вопросы.

«Только о деньгах все мысли»

Между тем, как рассказала infpol.ru одна из жительниц Окинского района Туяна, у подножия Мунко-Сардык планируется построить базу отдыха. Потому, по её мнению, священнослужители и решили провести обряд.

-  У нас эта гора считается священной, потому, чтобы отвести негативные отклики, они и сказали, что сняли табу, – поделилась девушка.

Интересно, что о молебне многие окинцы даже не слышали. Но все они дружно выступают против турбазы.

- Дело в том, что всё,  как всегда, начнётся за здравие и закончится за упокой. Незачем там строить гостиницу и прочие развлекательные вещи. За отсутствием общей культуры это приведёт только к экологическому загрязнению местности и района в целом. Пусть дикие места остаются дикими и неприступными. Чем не устраивает дикий туризм? Главное – научиться и учить приезжих убирать за собой мусор и нечистоты. Не в гостиницах дело, а  в чистоте нашей родной земли. В Аршане и на Вышке – грязь и бескультурье. На Байкале ужас что происходит. Ещё и в горы полезли. Только о деньгах все мысли, – уверены местные жители.

На защиту горы призывают встать молодёжь. 

- Это наша святыня. Нельзя её осквернять. И так, взбираясь на вершину горы, как бы «бегают по голове». Достаточно поклонения у подножия. Молодёжь Оки, все на защиту Мунко-Саридак! Давайте оставим всё как есть для наших будущих поколений в первозданном виде!  – призывают пользователи соцсетей.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях