бурятское кино
9680

В Улан-Удэ состоится долгожданная премьера фильма «Смерти нет»

Жители Бурятии смогут увидеть его на широком экране уже в мае

Фото: vk.com/film_smerti_net

Работа над криминальной драмой «Смерти нет» началась ещё в 2012 году. В качестве продюсера выступил депутат Госдумы Николай Будуев. Создатели анонсировали картину как самую масштабную в Бурятии: в ней снялось около двух тысяч человек «массовки».

Фильм повествует о сегодняшней жизни и событиях, происходивших в Улан-Удэ несколько десятилетий назад – во времена СССР. Это рассказ, основанный на реальных событиях и, как отмечает сам Николай Будуев – история «борьбы прогресса и деградации».

Мы «оголовариваемся»

Ранее в сюжете

Ребята с нашего двора

- Всё началось достаточно спонтанно. Если вспомнить историю Бурятии последних двадцати лет, мы увидим, что регион постоянно деградирует – и не только экономически, но и духовно, и интеллектуально. Уровень культуры снижается. В общем, мы «оголовариваемся», – рассказал он infpol.ru. – К сожалению, происходит  процесс «обыдливания» республики и населения. Возникает вопрос: что делать, чтобы этого не было? И ответ, собственно, один: нужно бороться. История Бурятии – это история борьбы прогресса и деградации. В нашей республике есть что-то такое, из-за чего люди зачастую строят не позитивные планы на жизнь, а, наоборот, выбирают негативные сценарии. И очень показательны в этом плане 60-70-е годы. После (бериевской) амнистии с Дальнего Востока и из Магадана ехали заключённые, в основном уголовники. Они оседали в Улан-Удэ, который не был затронут войной. В результате где-то к концу 50-х в городе скопилась критическая масса этих «уголовных элементов». И социокультурная среда изменилась.

Город «раскололся»

Столица Бурятии, по словам Николая Будуева, стала городом с «ярко выраженной криминальной идеологией». Всё это сказалось и на уличной подростковой культуре. Именно тогда молодёжь стала делиться на «чав» и «чуваков». Первые жили на «Батарейке», городских окраинах, в частном секторе и заводских районах. Отличительными чертами их «экипировки» были комнатные тапочки и рубахи навыпуск, а осенью и зимой – мохеровые кепки, телогрейки и  загнутые сверху валенки. «Чуваки» – городские «денди», дети интеллигенции – учителей, преподавателей вузов, представителей власти, врачей, научной элиты, которые ехали в Бурятию с запада России. В силу достатка и воспитания представители этой группировки предпочитали костюмы, плащи, дублёнки, галстуки и туфли. И жизненные взгляды у них, конечно, были иными.

- Тогда было модно быть «чавой». Идеология у них простая: ты должен быть таким, как все, не должен развиваться – нельзя хорошо учиться, строить карьеру, вступать в комсомол, идти в армию. Чтобы заслужить уважение среди «чав», нужно как можно раньше попасть на «зону», ещё по малолетству – по какой-нибудь серьёзной статье. Подростков программировали на неуспешную жизнь – ходить в телогрейках и ни на что не претендовать. И эта негативная идеология проявляется до сих пор, когда говорят: «Тебе что, больше всех надо?», «Не высовывайся», «Не жили хорошо – нечего и начинать». Когда мы снимали фильм, я вдруг чётко понял, что сегодня чав найти практически невозможно. Они ушли из жизни ещё в 90-е: кто-то в тюрьму вернулся, кто-то от водки «сгорел», кто-то умер от туберкулёза, – отмечает продюсер «Смерти нет». – «Чуваки» не были согласны с такой жизненной установкой, противостояли движению «чав». И им было достаточно тяжело – их выживали и мучили. Драки происходили постоянно. Телевизора, Интернета тогда не было, и всё свободное от учёбы время подростки проводили на улице. Столкнулись две культуры, город «раскололся» по принципу «кто за кого». Но это был не территориальный, а, скорее, ментальный, осознанный выбор: хочешь ты быть как все и закончить жизнь на «зоне» или быть нормальным человеком и достичь чего-то. И «чуваки» смогли сбить эту криминальную волну, победить тренд на «обыдливание» и деградацию. В результате в 80-е годы Улан-Удэ стал продвинутым городом, «чавы» вышли из моды. К ним относились, мягко говоря, с иронией.

Элита «обыдлилась»

Название фильма «Смерти нет», кстати, выбрано неслучайно. Это клич («Уги няс») одной из молодёжных группировок тех времён. Главная идея, которую хотят донести до зрителей создатели драмы – будущее Бурятии зависит от них самих.

- Старая борьба между прогрессистами и консерваторами должна закончиться победой прогрессистов, – уверен Николай Будуев. – Надо идти вперёд, а не скатываться опять в трясину коррупции, клановости и менталитета, которые обрекают республику на нищету, прозябание  и невозможность самореализации.  Развитию Бурятии мешает страх, прежде всего – страх попытаться сделать что-то, изменить к лучшему. У нас очень мало тех, кто действительно хочет бороться против той же коррупции. Наша элита сама «обыдлилась». Больно за людей, которые живут здесь.

Картина «Смерти нет» выйдет в прокат в мае, точная дата станет известна позднее. Премьера должна была состояться прошлой весной, однако её пришлось отложить: возникли кое-какие трудности с монтажом и компьютерной графикой. Также создатели драмы «доводили до ума» саундтреки. Несколько синглов, по словам Николая Будуева, они выкупили у британских групп, но в фильме будет и творчество местных музыкантов. Картину покажут во всех кинотеатрах города, а потом его, возможно, увидят и жители других российских регионов.

Кстати, на днях в Сети появился второй ТВ-спот фильма. За сутки он собрал почти 10 тысяч просмотров в официальной группе «ВКонтакте».

Автор: Наташа Саган

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях