Обустройство кладбищ – вопрос актуальный для жителей Бурятии не только в родительский день. В этом году в Октябрьском районе запланировано продолжение строительства нового городского кладбища. Общая сумма выполненных работ по строительству первого этапа составила почти 33 млн рублей. На эти деньги подрядчик – компания «МВ-Групп» - в рамках первого этапа провел работы по укладке асфальта, подготовке мест для захоронений, планировке территории и т.д. На второй этап выделено порядка 35,6 млн рублей. Эти деньги разыграют в конце этой недели.
Работы по строительству нового объекта курирует комитет по строительству администрации Улан-Удэ. Однако городские власти как будто позабыли про уже существующие кладбища, которые «подошли» вплотную к жилым территориям.
Наводнение = санитарная катастрофа
На сегодня в Улан-Удэ 10 официальных кладбищ (с учетом строящегося) общей площадью более 170 га земли. Половина из них считаются недействующими. На четырех действующих – в поселках Стеклозавод, Шишковка, Загорск и Мелькомбинат - производятся захоронения возле уже существующих могил. Однако свободной земли там уже не осталось. В городских комитетах городского хозяйства и строительства эту ситуацию нам никак не прокомментировали.
Между тем почва кладбищ имеет большое эпидемиологическое значение. По данным экологов, кладбища площадью более 60 - 100 га и без всяких исследований грунта имеют многократное превышение предельно допустимой биомассы. Говоря проще, в кладбищенской почве могут находиться и передаваться человеку прямым, контактным, и не прямым путем (через пыль, воду, птиц, животных, насекомых, грызунов, растения, споры грибков) возбудители многих инфекционных заболеваний, а также яйца и личинки гельминтов. Патогенные микроорганизмы поступают в кладбищенскую почву с трупами. Чистая, незагрязненная почва неблагоприятна для патогенных бесспоровых микроорганизмов. Но таких почв на многих российских кладбищах фактически нет.
Спровоцировать санитарную эпидемию даже среди тех, кто не ходит на кладбище и не живет рядом с ними, может наводнение. В феврале пресс-центр полпреда президента России в СФО Сергея Меняйло сообщил об опасности паводковой ситуации на территории ряда регионов СФО. Бурятия входит в число субъектов с наибольшим количеством бесхозных дамб и плотин. Это грозит населенным пунктам и Улан-Удэ «большой водой». Наводнение также может стать последствием многолетней засухи. Также наводнениями заканчиваются все длительные маловодные периоды. Учитывая многолетнюю засуху, прогнозы сильнейших подтоплений даются регулярно с 2014 года. Экологи БРО «По Байкалу» уверяют, что если наводнение произойдет, то 16% Улан-Удэ будет затоплено. В этой воде может оказаться не только зараженная почва.
Отсутствие экокультуры
Со временем патогенные микроорганизмы и без наводнений могут проникать в грунтовые и поверхностные воды. Почвы на кладбищах можно отнести к разряду почв, загрязненных органическими веществами. Так ученые называют трупы. В могилах микробы сохраняют свою жизнеспособность до нескольких десятков лет. На больной санитарный вопрос, почему никто не бьет тревогу, Роспотребнадзор по Бурятии оперативного ответа нам не дал.
Еще одна проблема с экологическими последствиями – отсутствие культуры на кладбищах. Родственники несут усопшим цветы и венки. С заброшенных могил эти украшения никто не убирает, они разносятся ветром или заметаются землей. Да и близкие покойных тоже, как правило, не увозят с собой поблекшие цветы и другой мусор. Пластмасса, из которой делают ритуальные атрибуты, разлагается больше 100 лет. Переработке искусственные цветы не поддаются: установить тип пластика для грамотной сортировки отходов довольно сложно, цветки содержат много побочных материалов, которые трудно разделить. В общем, избавиться от них, не навредив экологии и человеку, нереально.
Крематорий как выход
Спасти ситуацию помогло бы строительство крематория в Улан-Удэ. Еще в 2015 году городские власти заявляли, что не собираются отказываться от этой идеи, ведь начиная с 2005 года инвесторы на строительство крематория периодически появлялись. Однако как тогда, так и сейчас на это нет ни бюджетных, ни привлеченных средств. Но проект крематория есть, и реализовать его можно было бы недалеко от поселка Южный. Однако пока в этом районе строится лишь новое кладбище «Южное». Первая очередь объекта составляет более 4 тысяч мест для захоронения. По информации комитета городского хозяйства, этого хватит на два-три года. Ежегодно по этому проекту планируется осваивать около 60 - 70 млн рублей. Соответственно, примерно по 4 тысячи мест будет появляться каждый год. Завершить масштабную стройку планируется в 2018 году.