Накануне глава российского правительства Дмитрий Медведев выступил с ежегодным отчётом перед Госдумой. Помимо развития экономики, на встрече обсуждались и другие темы, волнующие, пожалуй, всех россиян – медицина, демография, дороги, зарплаты простых людей и чиновников. А депутат от КПРФ Юрий Афонин решил обратить внимание федеральных властей на проблемы Байкала.
- Это достояние национального и мирового масштаба, внимание к которому, кстати, активно проявляют наши западные и восточные партнёры. Мы знаем о серьёзных мерах, которые приняты для защиты озера, – это и закрытие Байкальского ЦБК, и противодействие гидростроительству в бассейне Селенги, и принятие соответствующей программы (по охране Байкала). Однако, несмотря на усилия, которые предпринимает Минприроды, власти Иркутской области и Бурятии, остаётся нерешённым целый комплекс проблем, – подчеркнул Афонин. – Одна из причин в том, что сегодня Байкалом занимаются разные федеральные ведомства, и иногда их решения противоречат друг другу. В результате нередки случаи, когда глава муниципалитета получает из прокуратуры два предписания – о строительстве социального объекта и о запрете на выделение земли под строительство этого объекта.
Он поинтересовался, какие комплексные меры в ближайшее время намерены принять власти страны для решения проблем священного озера. Однако Дмитрий Медведев почему-то сделал основной упор не на работе федерального правительства, а на том, что должны делать регионы.
- Байкал является крупнейшим резервом питьевой воды на планете, жемчужиной нашей природы, – приводит слова премьера официальный сайт кабмина. – Мы совместно должны сделать всё, чтобы он сохранялся в том виде, в котором есть и принять меры по недопущению сбросов, дальнейшей деградации природных ресурсов и иных проблем, связанных с самим озером. Вы упомянули субъекты, в которых эта программа в настоящий момент реализуется. Начну с того, что и сами коллеги, в том числе в Иркутской области и Бурятии, должны максимально внимательно относиться к решениям, которые они принимают.
По мнению Медведева, руководству байкальских регионов необходимо взять на контроль качество сточных вод, которые сливаются в озеро.
- Некоторое время назад на эту тему даже был репортаж. Надо максимально тщательно контролировать утверждение проектно-сметной документации и по гостиницам, и по другим объектам, которые концентрируются на берегу Байкала. Это ответственность региональных властей и её ни в коем случае не нужно перекладывать на плечи властей федеральных. Это дело, которым они должны заниматься вместе с муниципалитетами, – заявил глава кабмина. – Теперь по поводу большой программы. Здесь я не могу вас не поддержать. Необходимо, чтобы всё это было в одних руках. Поэтому было создано Байкальское управление Росприроднадзора – чтобы следить за ситуацией вокруг Байкала и выдавать необходимые предписания, именно поэтому этой темой и соответствующей программой занимается Министерство природных ресурсов, оно и должно отвечать за её реализацию.
Упомянул Дмитрий Медведев и о Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате.
- На его перепрофилирование и закрытие было направлено порядка 30 миллиардов рублей. Сейчас уже эти процедуры все позади, но работы по минимизации накопленного экологического ущерба необходимо продолжить, – заявил он. – Средства, выделенные на эти цели, необходимо окончательно освоить, создать там новые социальные и туристические объекты и, в то же, время не допустить деградации биосферы, которая сложилась вокруг озера. Поэтому эта работа по ФЦП будет продолжена Министерством природных ресурсов. В настоящий момент готовятся поправки к программе и к закону об озере Байкал. Просил бы принять в этом участие.
Общими усилиями
Отметим, тревожные публикации, посвящённые Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату, в последнее время всё чаще появляются не только в региональных, но и в федеральных СМИ. О том, что закрывшееся в 2013 году предприятие продолжает угрожать озеру, весной 2016 года рассказали журналисты «Вести-Иркутск». А в середине июля «Известия» сообщили: проблема ликвидации отходов комбината остаётся неразрешимой задачей для науки и властей. Сегодня тонны мусора хранятся в так называемых картах-накопителях, дно которых покрыто водонепроницаемым экраном, а стенки изолированы слоем асфальта.
Строились они ещё в начале 70-х годов прошлого века.
- Эти отходы представляют собой шлам-лигнин, золу от сжигания шлам-лигнина, золу и шлаки от сжигания угля и содержат большое количество различных загрязняющих веществ, которые попадают в Байкал с подземными и паводковыми водами, – рассказал «Известиям» глава комиссии по экологии Общественной палаты России Сергей Чернин.
Все надежды возлагались на проект по утилизации, который получил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Предполагалось, что мусор забетонируют, и озеро будет вне опасности. Однако технологию, которая разрабатывалась много лет, признали бесполезной.
- Классы опасности отходов после утилизации, описанные в проектной документации, не совпали с результатами лабораторно-химических исследований, – рассказала тогда изданию начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.
Всемирный фонд дикой природы даже назвал БЦБК главным врагом Байкала, включив «жемчужину Сибири» в «десятку» мест, которые Россия может потерять в ближайшие годы.
- Печально известный комбинат сбрасывал отходы производства в самый большой в мире пресный водоём в течение десятков лет. Более 95 % загрязняющих вод поступало именно из БЦБК. Особенно досталось южному Байкалу. Сегодня озеро по-прежнему нуждается в очистке. Ему угрожает и ряд других факторов, среди которых, например, воздействие гидроэнергетики на уровень воды, – сообщал портал naked-science.ru.
Ситуацию вокруг предприятия прокомментировал глава Минприроды Сергей Донской, который побывал в Бурятии в январе. Он заявил журналистам: рекультивация отходов, накопленных за 50 лет работы БЦБК, должна начаться в 2017 году.
- Общими усилиями надо закончить все эти мероприятия. Средства есть, нужно переходить в практическую плоскость. Год экологии у нас нацелен на то, чтобы хотя бы начать уже реализацию и перестать обсуждать то, что мы знаем (технологии переработки шлам-лигнина), – цитировал Донского ТАСС.
Он также подтвердил передачу полномочий по управлению комбинатом на региональный уровень, отметив, что Иркутская область готова взяться за эту работу.
ТАСС напоминает: иркутские власти приняли решение вернуться на стартовые позиции в выборе подрядчика по рекультивации отходов производства на территории БЦБК. По их мнению, ни одна из проблем комбината, в том числе перепрофилирование и строительство нового теплоисточника, пока не решена, хотя средства на эти цели предусмотрены в соответствующей федеральной целевой программе, действующей с 2012 года. В компании «ВЭБ-Инжиниринг», которая и разработала проект рекультивации 6 миллионов тонн шлам-лигнина, претензии не приняли.
БЦБК ввели в эксплуатацию в 1966 году. Решение о поэтапном закрытии предприятия озвучили в феврале 2013 года, а в сентябре варка целлюлозы там была прекращена.