Корреспондент газеты «Буряад Yнэн» Александр Махачкеев побывал на старинном кладбище крещеных бурят и нашел потомков некогда богатого рода Степановых.
При въезде в Бичурский район со стороны Мухоршибири, слева от трассы, расположено небольшое кладбище. За ним виднеется деревня Дабатуй, а далее лежат сёла Шанага, Хонхолой и Потанино. Прямо же по основной трассе, старинному бичурскому тракту, расположен Шибертуй.
На этом кладбище находятся могилы крещёных бурят. Судя по сохранившимся надгробиям в виде чугунных плит и памятников с крестами, они датируются концом XIX – началом XX веков и принадлежат в основном членам одного рода Степановых. В Бурятии подобное надгробие известно в селе Хасурта в Хоринском районе. «На православном кладбище Хасурты сохранилась могильная плита, литая из чугуна в Петровском заводе. На ней надпись гласит: «Раб божий инородец Вахрушев Пётр Андриянович, умер 7 сентября 1876 г. После себя оставил поколение в 42 человека» (Гармаева Т.Ф. О чём поведал старый тракт. Хоринск – Иркутск, 2013. Гармаева. с. 154). Вероятно, такие же плиты и памятники на могилах православных бурят сохранились и на других старинных кладбищах Забайкалья, учитывая масштабы христианизации коренного населения.
Самая ранняя из них, в Дабатуе, принадлежит, жене Федота Степанова. Дословно: «Здесь покоится раба Божия инородческая жена Федота Емельяновича Степанова из буряток выкрещеная Федосья Арьяновна. Жившая от роду 97 лет. Волею Божъею умерла 1891 г. Тезоименование ея празднуется 29 мая». Основателем рода был, скорее всего, отец её мужа Федота - Емельян Степанов, пришедший в лоно православной церкви в конце или в середине XVIII века. Сама Федосья, видимо, была крещена уже в замужестве, т.к. её отчество - Арьяновна. Отца звали Арья, бурятским именем санскритского происхождения.
Рядом с ней могилы сына, невестки и других родственников. Её сын, крещёный инородец Хоринского ведомства Барун-Хоцайского рода Шибертуйского родового управления Иван Федотович Степанов, умер 3 октября 1897 г. в возрасте 75 лет. Здесь же похоронена его жена Мария Потаповна Степанова, умершая 23 мая 1896 года также в возрасте 75 лет.
Ненамного пережили Ивана Федотовича его сын Иннокентий и невестка Екатерина. Как гласит надпись на памятнике с крестом: «Здесь покоится раб Божий инородец Хоринского ведомства Барун- Хоцайского рода Шибертуйского родового Управления Иннокентий Иванов Степанов. Живший от роду 45 лет волею Божьею умер 8-го Октября 1902 г. Тезоименитство его празднуется 26 ноября». Его жена Екатерина Ивановна умерла 18 июля 1902 г. в возрасте 47 лет. Над её могилой установлен такой же памятник с крестом.
Золотой век рода
Основатель рода Емельян Степанов и его сын Федот жили около Бады, ныне посёлок в Забайкальском крае. В Бичуру переехал уже Иван Федотович Степанов. Жена его была из Усть-Хилка. Она, очевидно, тоже была крещёной буряткой не в первом поколении, поскольку имела отчество - Ивановна.
По преданию Степановы из Бады приехали большим обозом, в том числе на нескольких тройках. Тройка - это старинная русская упряжка лошадей, использовавшаяся на почте и нехарактерная для бурят. Скорее всего, Степановы занимались почтовой гоньбой на Московском тракте.
На Бичурском тракте они стали содержать почтовую станцию «Заганский Станок». А в те времена содержали станции, работали ямщиками и русские и буряты: «Старожилы вспоминают многих ямщиков, среди которых называют Мантырьянова Бато, возившего почту до Еравны, Байбородина Петра, Беликова Архипа, Гуляева Павла из Шэбэтэ, Балмадаевых Дугура и Балдана – ямщиков в Ара-Байсе, Ринчинова Очира из Кодунского станка, Дагба- Доржо Дондокова и Цыбена Нимаева из Байсын-Эбыра, гонявших ямщину до Телембы и даже возивших самого Каппеля. В местности Шэбэтэ почтовый станок содержал Тайгуев Дудэй и осуществлял передвижение почты между станками Анинск и Попереченский в 1880-1890 г. Для перевозки он имел 15 пар лошадей и личную печать, которая сегодня хранится в Хоринском районном краеведческом музее» (Гармаева. с.44).
Будучи почтовыми служащими Степановы получали жалованье, а помимо оплаты за службу, ямщики наделялись землей, освобождались от налогов и податей.
Почтовая гоньба являлась одним из видов предпринимательства, приносила значительные доходы (на каждую пару лошадей казна платила им по 1800 рублей, не считая прогонных денег, которые взимали почтосодержатели с проезжающих). Для обслуживания гоньбового хозяйства нанимали ямщиков (по одному ямщику на каждую пару лошадей), дворников, сторожей, писарей и стряпух.
Особенно это дело было развито у нойнов иркутских бурят. Так, тайша М. Бунаев в 50-х годах держал 8 почтовых пар, а в 60-80-х годах – от 6 до 10 пар, тайша Д. Васильев в 80-х годах – 5-6 пар, Р. Дашинов в 70-х годах – 16 почтовых лошадей, или 5 пар (НАРБ, ф.32, оп.14, д.2, л.342). По несколько почтовых пар держали тайша Верхоленского ведомства Б. Орхоков и голова Капсальской инородной управы Хадеев.
А бичурские Степановы имели рысистых лошадей, специально привезённых из Томска. На этих лошадях Иван Федотович выигрывал скачки и бега, за что однажды получил в награду от губернатора золотой червонец. Это был золотой век рода, прерванный общественно-политическими потрясениями.
По всему миру
Революции и войны разметали многочисленных потомков Ивана Федотовича Степанова по всему свету. Доподлинно известно, что они есть в России, Монголии, Англии и Австралии. Так, сестра Апполона Николаевича – Елена Апполоновна вышла замуж за купца 1 гильдии Георгия Арсентьева. Он был родом из Елани, торговал в Кяхте и Верхнеудинске. В годы революции и Гражданской войны эмигрировали в Харбин, один из центров русской эмиграции в Китае. Там, в Харбине, его и похоронили на русском кладбище. А сын его Роман уехал в Австралию. В 1970 году пришло его последнее письмо родным на родину. Потомки Ивана эмигрировали в Монголию, где и остались.
Но в основном потомки Ивана Федотовича Степанова остались в Бурятии: в Улан-Удэ, Бичуре и других местах.
Потомки славного рода
Один из них - это Валерий Леонидович Степанов, 1947 г.р., 69 лет. Он родился в селе Бичура и является правнуком Ивана Федотовича Степанова, которого буряты звали «Мунцэ Гамбол», умершего в 1897 г. в возрасте 75 лет. У Ивана было три сына: Иннокентий, Павел и Апполон, а также две дочери – они вышли замуж в карымское село Бар в Мухоршибирском районе. Валерий Леонидович Степанов родился от Леонида, сына Николая, который родился от Апполона. Дочь Валерия Леонидовича – Лариса, её мать бурятка из Качуга, живёт в Лондоне, замужем за англичанином (в своё время пела в российской группе «Стрелки»), ресторатор и дизайнер. Сын Владимир работает в горнорудной промышленности. Живёт в Хабаровске.
«С большинством из родственников уже не поддерживаем отношения, - говорит Валерий Леонидович. – Нас очень много. Встречаемся только на похоронах». Одни из них окончательно стали русскими. С некоторыми из них при жизни отца Валерий Леонидович виделся. Это смуглые люди, с чёрными глазами, с бурятскими чертами лица. Другие «вернулись» из промежуточного состояния в буряты, но помнят, что были «крестниками».
Например, в Шибертуе есть потомок Иннокентия Ивановича Степанова - Эрдэнижап.
Также и сестра Валерия Леонидовича - Светлана Леонидовна, вышла замуж за бурята и стала Улзытуевой. Её дочь Татьяна Батуевна, по мужу Цыденжапова.
Искренне уверовавшие
Содержать породистых рысаков и заказывать усопшим литые чугунные могильные плиты на Петровском Заводе могли только зажиточные люди. Богатство рода Степановых диссонирует с известным тезисом о том, что крестились в основном бедные буряты ради льгот, денег и подарков. Действительно, Российское государство и Русская православная церковь всячески стимулировали переход в христианство. Новокрещёным инородцам давалась трехлетняя льгота от платежа повинностей, взрослым — от одного до пяти рублей на человека, а такжераздавалисьплатки, халаты, рубашки, кирпичный чай и хлеб.
Но ведь Степановы уже были богаты. Очевидно, они искренне уверовали в Христа.Между тем, принято считать, что в Забайкалье буряты вместе с верой меняли и национальность. Однако, история Степановых показывает, что на протяжении нескольких поколений они, будучи православными христианами, оставались инородцами Хоринского ведомства Барун-Хоцайского рода Шибертуйского родового управления.
О дальнейшей истории рода свидетельствуют более поздние могилы на родовом кладбище Степановых. Фотографии на надгробиях советского периода свидетельствуют о процессе русско-бурятского смешения членов рода. В то же время история Степановых говорит и об обратном процессе бурятизации «крестников» Бичуры.