ВЫЗОВ 9. СОЗДАТЬ СОВЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ,
ВОЗРОДИТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев.
План – это тонкое кружево норм и отношений.
Антон Макаренко
Отдельно нужно сказать и об общей координации усилий по модернизации республиканской экономики (можно добавить – и общества). Достаточно спорная работа над Стратегией-2030 выявила явную нехватку структуры, которая на базе углублённого анализа экономической ситуации чётко определила бы наши технологические приоритеты. Для указанных целей в настоящее время привлекаются отдельные министерства и ведомства, районные комитеты, учебные заведения (?), Бурятский научный центр, даже вузы из других регионов страны (филиал РАНХиГС в г. Новосибирске и др.). Работа по стратегическому планированию часто поручается людям, далеким от данной сферы и от понимания процессов, происходящих в республике.
Развитие республики может быть осуществимо только с привлечением всех элементов планирования – стратегического и оперативного. Муниципалитеты, например, живут без стратегических целей: у них нет стратегического плана развития, нет оперативных и тактических планов. Каким должен стать муниципалитет (район, поселок, город) через пять, десять, пятнадцать лет? Есть ли у нас модель желаемого будущего? Что конкретно должен предпринять каждый отдельный чиновник и каждый отдельный гражданин, чтобы сделать Бурятию действительно территорией высокой культуры и качества жизни?
Всё это приводит к пассивному характеру экономической политики, снижению эффективности работы республики в целом, разнообразным «шатаниям» от проекта к проекту, спонтанности отдельных решений и, как следствие, к существенному перерасходу ресурсов (как материальных, так и нематериальных), потерям времени и конкурентных преимуществ.
Не имея собственной стратегии, мы отдаем инициативу по освоению нашего территориально-экономического пространства различным бизнес-группам. Они господствуют здесь, манипулируя чиновниками разных уровней.
Эффективность вложений в инфраструктуру в Бурятию была и остается низкой, незначительные изменения к лучшему – редкость. Это также связано с откровенно слабыми планированием, реализацией проектов и системами управления.
Нет целей – нет команды. Команду сплачивает преданность общему делу. Если ее нет, группа работает силами отдельных людей, а если есть, она превращается в одно целое. Чтобы люди ощущали эту преданность делу, им нужна цель, в которую они бы верили. Какой бы она ни была, она должна подразумевать победу, первенство, революционные изменения или выход на передовые рубежи.
К стратегическому планированию практически не привлекается бизнес. Между тем, бурятские предприниматели, безусловно, готовы активно участвовать и в планировании, и в модернизационном процессе. Однако "нужно ясно понимать, что бизнес всегда стремится направлять свои инвестиции туда, где имеется хорошо отработанная экономическая модель и внятно прописанные правила поведения" [1].
Таким образом, необходимо создание постоянного Совета по изучению производительных сил при Главе РБ, который совместно с Министерством экономики и районными экономическими отделами, должен разрабатывать стратегические документы – генеральные схемы развития экономики, размещения производительных сил и связанные с ними отраслевые и территориальные схемы. В практику работы должен быть внедрен комплексный подход в размещении производительных сил. "Методологически увязка развития отраслей на территории должна осуществлялась на основе основной Стратегии – генеральной схемы, а территориальная организация производительных сил через районные планировки отдельных административно-территориальных единиц" [2].
Источники:
1. Нужен Росплан // Эксперт http://expert.ru/expert/2010/01/nuzhen_rosplan/
2. История Совета по изучению производительных сил http://www.sops.ru/sops/istoriya/
Бурятия
1223
10 вызовов Бурятии. Вызов 9. Возродить территориальное планирование
Необходимо создание постоянного Совета по изучению производительных сил при Главе РБ, который совместно с Министерством экономики и районными экономическими отделами, должен разрабатывать стратегические документы – генеральные схемы развития экономики, размещения производительных сил и связанные с ними отраслевые и территориальные схемы.