Широко анонсированный городскими СМИ, он ожидался в виде грандиозной для города акции с участием 3 тысяч человек. Довольно быстро выяснилось, что инициатива митинга исходит от кругов, «близких к горсовету».
В пиаре акции засветились руководитель муниципальной газеты Бато Багдаев, редактор (теперь бывший) «Новой Бурятии» Аркадий Зарубин и косвенно начальник Управления по информационной политике горсовета Юрий Сибиряков. Впрочем, уже в среду стало очевидно, что митинг лопнул — разрешения на него не выдано. Однако «лопнувший» митинг обрел реальные последствия.
В горсовете уволили «хвост, вилявший собакой»?
Во вторник, 18 апреля, группа председателей комитетов горсовета, комментируя «Информ Полису» эту ситуацию, заявила о том, что «не приемлет проведение в столице Бурятии массовых акций для дестабилизации общества». Кроме того, депутаты отметили, что «намерены потребовать отставки начальника Управления по информационной политике горсовета Юрия Сибирякова за провал информполитики». По словам Михаила Степанова, Александра Барданова и Геннадия Доржиева, «информационная политика города зашла в тупик, превратившись в войну муниципалитета практически «против всех».
Утром в среду, 19 апреля, в республиканских СМИ появляется информация о том, что мэр Улан-Удэ Александр Голков уволил начальника Управления по информационной политике администрации города Юрия Сибирякова. Через день, 21 апреля, первый заместитель мэра Александр Иринчееев в интервью «Тивикому» утверждает: вопрос об увольнении руководителя Управления по информационной политике обсуждался 20 апреля на закрытом заседании горсовета. И большинство народных избранников инициативу трех своих коллег — Михаила Степанова, Геннадия Доржиева и Александра Барданова — не поддержали.
Параллельно аналогичная история происходит с редактором муниципальной газеты «Улан-Удэ — город добрых традиций» и ведущим двух программ на «Тивикоме» Бато Багдаевым.
— Учредитель нашей газеты Антон Викторович Пластинин (генеральный директор ООО «Тивиком». — Прим. ред.) пригласил меня и попросил написать заявление об увольнении по собственному желанию. Что я и сделал, — рассказал Бато Багдаев ARD. — Ни Сибиряков, ни мэр со мной не разговаривали и не объясняли причин увольнения.
Вскоре ситуацию прокомментировал сам Александр Голков. «Появилась информация, что я якобы уволил Бато Багдаева. Вранье. К творческим личностям нужно относиться бережно!» — написал мэр на своей странице в Facebook.
Причем Бато Багдаев не удержался от свойственных ему эмоциональных комментариев.
— Все хорошо, что хорошо кончается. Увольнение мое не состоялось. Утреннее глубокое разочарование сменилось энтузиазмом и подъемом душевных сил. Мне лично позвонил мэр, пожелал успехов в дальнейшей работе на той же должности руководителя муниципальной газеты и телеведущего «Тивикома». Глава города вышел из разгоревшегося конфликта еще более окрепшим и закаленным. Новый глава республики (Алексей Цыденов. — Прим. авт.) подтвердил свою поддержку деятельности города. Подавляющее большинство депутатов горсовета осудили деятельность трех отщепенцев (судя по всему, речь идёт о вышеупомянутых народных избранниках. — Прим. авт.), — заявил журналист в соцсетях. — Впереди непростое время, которое мы преодолеем вместе единой командой. И сегодняшний непростой экзамен, который мы сдали, — подтверждение нашей силы и единства. Мы вместе вбили большой первый гвоздь в гроб коррупции.
А во второй половине этого же дня уже двенадцать (!) депутатов горсовета опровергают утверждения вице-мэра Александра Иринчеева о том, что по этим кадровым вопросам было какое-то голосование. Оказывается, не было и осуждения высказывания депутатов Доржиева, Степанова и Барданова, которые накануне рассказали «Информ Полису» о несогласии с информационной политикой.
Если исходить из текста их обращения, все проще: «20 апреля в горсовете Улан-Удэ состоялась рабочая встреча депутатов с мэром города. В ходе встречи мэр города Александр Голков заявил депутатам о принятии им решения по увольнению Сибирякова Ю. П. и подтвердил, что он больше в горсовете работать не будет. В результате совместного обсуждения депутаты решили, что информационная политика в первую очередь должна быть открытой для всех горожан, исключив любые информационные войны и разборки (…). Работать только на плодотворной основе со всеми органами власти, оказав максимальную поддержку работе правительства республики и исполняющему обязанности ее главы Алексею Цыденову».
Такова канва событий. Однако имена Юрия Сибирякова и Бато Багдаева заслонили, похоже, их суть. Во-первых, горожанам без разницы, кто возглавляет пресс-службу горсовета и городскую газету. Во-вторых, попытка выдать их руководителей ответственными за организацию несостоявшегося митинга смешна, так как решения о такого рода акциях принимаются не на этом уровне. Ни первый, ни второй не стали бы делать ничего без отмашки сверху. И она явно была. В противном случае надо было бы признать, что в горсовете «хвост виляет собакой». А вот зачем была сделана отмашка?
В чей огород камень?
Собственно, натянутые отношения между прокуратурой и столичным муниципалитетом секретом не являются. Надзорный орган мешал Александру Голкову проводить нужные ему кадровые решения, когда назначения противоречили закону. Вносил иные представления после проверок. Сказать, что мэрии и горсовету доставалось от прокуратуры больше других органов власти, нельзя. Правительство и экс-главу республики надзорный орган беспокоил явно чаще, а порой и более жестко. А вот мэрии как-то сошла с рук сомнительная закупка импортных мусорных баков и спецмашин для раздельного сбора мусора на сумму 52,6 млн рублей.
Правда, есть уголовное дело о клевете. Полиция возбудила его в прошлом году. Затем расследование приостановили, а месяц назад возобновили. Напомним, речь идет о том, что не исключено — в информационной войне в интернете против так называемых «врагов Голкова» мог принимать участие сам мэр Улан-Удэ. Во всяком случае в начале 2016 года именно с домашнего компьютера градоначальника или он сам, или его близкие анонимно нецензурно оскорбляли и распространяли клевету в адрес замруководителя администрации главы и правительства Бурятии Ирины Смоляк, депутата горсовета, а ныне депутата Госдумы России Николая Будуева и других публичных личностей. Впрочем, следствию еще предстоит доказать все это в суде.
Так или иначе публичная атака на прокуратуру не избавила бы муниципалитет от прокурорского надзора. А кадровые решения в прокурорской системе по заявкам уличных акций, как известно, не принимаются. Известно и другое. Одной из ключевых причин досрочной отставки Вячеслава Наговицына, как и ряда других губернаторов, стала их неспособность контролировать конфликты региональных элит. Прекратить эти конфликты — одна из первоочередных задач людей, назначенных исполняющими обязанности глав регионов, включая Алексея Цыденова. Если бы массовый митинг «против прокурора» реально состоялся, то камень был бы заброшен именно в его сторону. Понимали ли это массовики-затейники из муниципалитета?
Во всяком случае мэр Александр Голков, любящий называть себя политиком, должен был понимать и должен был пресечь все на корню. Увы, этого не произошло. Более того, ситуацией в Улан-Удэ заинтересовались в Москве — появились публикации на федеральных ресурсах. Одновременно в Народном Хурале Бурятии вспомнили о законопроекте, который говорит о том, что «мэром города» может являться только всенародно избранный городской голова, а не председатель горсовета «по совместительству». По странному совпадению тут же происходят увольнения Сибирякова и Багдаева.
Алексею Цыденову пришлось вмешаться
В конце концов, в раздутый скандал приходится вмешиваться исполняющему обязанности главы Бурятии Алексею Цыденову. Как говорят источники в его аппарате, Александр Голков является на встречу с ним уже явно напуганным возможными последствиями бузы, которая поднята якобы его подчиненными. Ведь если Народный Хурал принимает законопроект, превращающий его в обычного председателя горсовета, то возникает угроза быть низложенным в одночасье. Безусловной поддержки в рядах депутатов у него уже нет. Судя по всему, мэр Улан-Удэ обещает Алексею Цыденову полную поддержку на предстоящих выборах, исключение из практики муниципалитета дурных политических инициатив и просит защитить его от возможных последствий хуральского законопроекта. После их встречи этот вопрос из повестки сессии Народного Хурала исчезает.
А далее Александр Голков собирает депутатов горсовета из числа своих сторонников, объявляет им о некоей победе, просит устроить обструкцию депутатам-«раскольникам». Впрочем, чуть выше мы цитировали красочный рассказ об этом Бато Багдаева.
А вот Алексей Цыденов днями позже на Красноярском экономическом форуме (КЭФ), давая интервью корреспонденту ТАСС, счел нужным подчеркнуть то, что у него выстроились конструктивные отношения с местными элитами и представителями оппозиции.
— Мне комфортно общаться со всеми, потому что нет накопленного отрицательного опыта. Второе — есть абсолютно понятные мотивы для дальнейшего общения: я за развитие и не делю всех по какой-то принадлежности. <…> Я ориентируюсь на развитие бизнеса, экономики Бурятии, независимо от того, кто этим бизнесом занимается, к какому политическому движению, к какой группе влияния он относится. Вкладываешь в республику, работаешь здесь — у тебя все меры поддержки, — сказал Цыденов.
Выводы еще предстоят
Вроде бы воцарился мир, но последствия этого скандала еще дадут о себе знать. Депутат Госдумы Николай Будуев, комментируя события «Газете РБ», обратил внимание на то, что в Бурятии в последнее время стало происходить «подозрительно много» скандалов.
— Причем большинство из них настолько же резонансные, насколько и искусственно созданные. Появляется ощущение, что кто-то в преддверии выборов главы искусственно раскачивает ситуацию в Бурятии. Я не знаю, кто это делает, но то, что здесь задействованы серьезные PR-ресурсы, — это очевидно. Надеюсь, руководство республики сможет адекватно и своевременно отреагировать на эти попытки дестабилизировать регион, — сказал он.
Кроме того, Николай Будуев, хорошо знающий ситуацию в горсовете, заметил, что влиятельные депутаты горсовета стали становиться оппонентами мэра.
— Факт налицо — внутри горсовета происходят серьезные изменения. Меня это радует — это говорит о том, что здравый смысл начинает понемногу побеждать. Сейчас главное — сохранить стабильность в регионе и обеспечить эффективную работу власти. Именно этого ждут люди, — подчеркнул он.
А директор Центра политического анализа Павел Данилин заявил информационному агентству REX:
— В разворачивающемся публичном конфликте поставлена точка. Арбитром стал новый исполняющий обязанности главы республики Алексей Цыденов. Он дал понять и прокурору Петрову, и мэру Голкову, что нельзя играть за спиной человека Путина. (…) За последние три месяца Цыденову удалось обеспечить равноудаление всех властных группировок и объяснить элитам, что их ждут другие времена. А это означает, что надо или уходить с должности, или менять свое отношение к политике федерального центра. Не все республиканские вожди это поняли. На примере Бурятии видно, как старые элиты безуспешно хотели блокировать работу нового главы. Очевидно, что данный конфликт подходит к концу, однако выводы ещё предстоит сделать. Потому что решение обновить власть принимал напрямую президент — архитектор новой региональной политики.