Байкал
2901

В России ради спасения Байкала изменят состав стиральных порошков

Моющие средства с фосфатами могут запретить уже в этом году. Дело за решением Евразийского союза

Фото: vplate.ru

Накануне глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила о скором изменении технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для производства чистящих и моющих средств. Содержание в них фосфатов заметно снизится, сообщают «Аргументы и факты». Изменения вызваны угрозой для байкальской экосистемы: из-за высокого содержания химических веществ в сточных водах в некоторых районах озера размножилась ядовитая водоросль спирогира.

Этот вопрос обсуждался на заседании оргкомитета по проведению Года экологии ещё в ноябре. Тогда спецпредставитель президента России Сергей Иванов отметил: значительный объём производства чистящих и моющих средств в ЕАЭС приходится на транснациональные компании, для которых снижение фосфатов не будет проблемой: они готовы изменить технологический процесс по примеру своих же предприятий в других странах. Иванов подчеркнул, что производство порошков и гелей сосредоточено почти исключительно на территории России, значит, другие члены Союза возражать не будут.

На заседании оргкомитета, которое состоялось в Кремле в минувший вторник, 25 апреля, глава Роспотребнадзора сообщила, что поручение, данное осенью, выполнено.

- Все межведомственные согласования прошли, оценка регулирующего воздействия завершена, документ подписан и завтра (26 апреля) будет отправлен в Евразийскую экономическую комиссию. Вся процедура в России за четыре месяца завершена полностью, – отметила Анна Попова.

«Необходимо комплексное исследование»

Как позже пояснили корреспонденту «АиФ» в Росприроднадзоре, речь идёт о единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к продукции, подлежащей санэпиднадзору. В документе предлагается снизить максимальную массовую долю фосфорнокислых соединений в пересчёте на P2O5 (оксид фосфора) с 17 % (30 % – для водосмягчающих средств) до 0,5 %. Осталось оформить это решением Евразийского союза.

Впрочем, исключения фосфатов из числа загрязнителей для борьбы со спирогирой может оказаться недостаточно, подчёркивает «АиФ».  

- Байкал – это не только природный объект, имеющий мировое значение, но и крупнейший в мире источник питьевой воды (75 % мировых запасов), – рассказал изданию депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов. –  Естественно, антропогенное воздействие на озеро, в том числе и бытовые стоки, могут представлять опасность. Но надо понимать, что на Байкале необходимо проводить  серьёзное комплексное научное исследование его состояния. Наряду с воздействиеи фосфатов есть масса версий распространения спирогиры – вулканическая деятельность на дне Байкала, глобальное изменение климата, падение уровня воды и другие. Возможно, все причины влияют в комплексе.

«Невидимая катастрофа»

О том, что из-за спирогиры самое глубокое в мире пресноводное озеро рискует превратиться в большое болото, в последнее время всё чаще сообщают не только бурятские и иркутские, но и федеральные СМИ. Опасное для экосистемы Байкала явление наблюдается уже несколько лет, и с каждым годом масштабы проблемы растут.

Ранее учёные объясняли появление чужеродных водорослей на мелководье загрязнением сточными водами. Чуть позже появилась новая гипотеза. По мнению специалистов, фосфат, содержащийся в синтетических моющих средствах, действует подобно удобрению и способствуют росту спирогиры. Чтобы защитить от неё Байкал, некоторые жители Бурятии и соседнего Приангарья ещё в прошлом году начали добровольно отказываться от использования опасных порошков.

Привлечь внимание к этой проблеме сегодня пытаются экологи, учёные и активисты Общероссийского народного фронта. Осенью 2015 года на традиционной встрече «фронтовиков» с президентом страны Владимиром Путиным о погибающем Байкале рассказала иркутянка Любовь Аликина. Одновременно об ограничении оборота «опасных» порошков задумались в Роспотребнадзоре России. А инициатором этой идеи выступила Белгородская область.

- При большой концентрации фосфатов в водоёмах создается идеальная среда для сине-зелёной водоросли. Есть нормативы ВОЗ, при которых определённый уровень загрязнения ею является прямым противопоказанием для использования водоёма в качестве источника питьевого водоснабжения. Вода даже не подлежит очистке. И нормирования сброса фосфатов в России сегодня нет, –  сообщила тогда глава федерального ведомства Анна Попова.

Она добавила, что с 2013 года содержание этих веществ в моющих средствах ограничено в странах Евросоюза.

- В нашей стране происходит медленная, ползучая, невидимая катастрофа, за счёт того что в шампуне, мыле и порошках применяются фосфаты. Из-за этого вода становится мёртвой. И проблему замалчивают те, за чьими спинами находятся производители этих моющих средств, получающие колоссальную прибыль, – поддержал Попову губернатор Белгородской области Евгений Савченко.

«Не поленитесь прочитать состав»

К спасению Байкала подключился и депутат Госдумы от Бурятии, зампред комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Будуев. В ноябре он запустил в соцсетях акцию по отказу от порошков с фосфатами.

- Килограммовая пачка приводит к появлению 200 килограммов водорослей, которые губят Байкал и лишают воду кислорода. Это отравляет её токсинами и ведёт к гибели рыбы, – написал Николай Будуев на своей страничке в Facebook. – Просто не поленитесь прочитать состав на пачке. Лучше, если на ней будет прямо указано, что в порошке нет фосфатов или хотя бы что он содержит менее опасный их заменитель – фосфонаты.

К тому же, по словам депутата, такие «безопасные» средства обойдутся гораздо дешевле. Пользователи соцсетей активно поддержали предложение Будуева. В комментариях к посту многие отмечали, что уже давно пользуются бесфосфатными порошками.

В марте дело, наконец, сдвинулось  с «мёртвой точки». На одной из пресс-конференций Будуев сообщил, что ради сохранения Байкала и других водоёмов в России состав моющих средств с фосфатами могут изменить. Бурятия решила последовать примеру Японии и ряда европейских стран. Точная дата вступления запрета в силу пока неизвестна. Возможно, он начнёт действовать уже в этом году.

- Когда техрегламент будет принят, мелким производителям придётся поменять технологию производства. Кстати, это не такое затратное дело, – сообщил парламентарий.

Информацию о том, что бесфосфатные порошки дороже привычных, он назвал заблуждением и отметил, что на магазинных полках уже есть такие товары. Они составляют примерно 30 % всего ассортимента.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях