Алексей Цыденов
8576

Алексею Цыденову предрекают сложности с местной элитой и трудные выборы

Эксперты рассказали, с чем придётся столкнуться «ставленнику» Путина в Бурятии

Фото: russianstock.ru

Начало 2017 года ознаменовалось отставками губернаторов: за две недели свои посты покинули пять руководителей российских регионов – Пермского края, Новгородской и Рязанской областей, Карелии и Бурятии. До этого федеральные СМИ включили их  в число потенциальных кандидатов  «на вылет».

О своём уходе бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын объявил на пресс-конференции 7 февраля. В тот же день стало известно имя его «преемника»: вплоть до сентябрьских выборов руководить регионом с приставкой и. о. будет бывший замминистра транспорта России Алексей Цыденов. Указ о его назначении подписал президент страны Владимир Путин.

Ранее некоторые эксперты заявляли, что у Кремля далекоидущие планы на новых назначенцев. В интервью «Независимой газете» они рассказали, что нынешняя ротация делается «с прицелом» на 2024 год и после окончания следующего срока Владимир Путин будет искать себе преемника именно среди нового поколения губернаторов. А интернет-газета «Znak.com» сообщала: кадровые перестановки, инициированные Кремлём, призваны, в том числе, чтобы помочь ему самому решить проблему низкой явки на президентских выборах в 2018 году.

Семь групп

Политическую ситуацию в регионах накануне выборов проанализировало информационное агентство ИА «Regnum». В аналитическом докладе, опубликованном накануне, отмечается: новые назначения в губернаторском корпусе в предвыборный год, скорее всего, довольно незначительно повлияют на ход президентской кампании.

- Как показывает опыт, уровень популярности губернатора слабо влияет на результаты действующего президента на выборах, а федеральная повестка в рамках этой гонки почти полностью вытесняет региональную. Однако выбор кандидатов на пост губернаторов может указать на некоторые принципы кадровой политики Кремля после 2018 года, – пишет ИА «Regnum».

Информагентство отмечает: курс на омоложение губернаторского корпуса, начавшийся в 2016 году, продолжился и в 2017-м. При этом во многих регионах назначены не просто «варяги», а политики, непосредственно не связанные с корпорациями, имеющими там интересы.

Глав регионов, которые могут выйти на прямые выборы в сентябре, издание разделило на семь основных групп. В их числе – силовики, в разное время близко взаимодействовавшие с президентом (Дмитрий Миронов в Ярославской и Игорь Васильев в Кировской области), молодые управленцы из федеральных структур (Антон Алиханов в Калининградской и Андрей Никитин в Новгородской области, Максим Решетников в Пермском крае, Дмитрий Овсянников в Севастополе и  Алексей Цыденов в Бурятии) и политические менеджеры  (Александр Бречалов в Удмуртии). Четвёртая категория –  управленцы, перешедшие из одного региона в другой (Николай Любимов в Рязанской области), пятая – выходцы  из правоохранительной и судебной системы, не соотносимые с близким окружением президента (Артур Парфеничков в Карелии и  Александр Евстифеев в республике Марий Эл). К шестой относятся традиционные политики, укоренённые  в региональных элитах (Владимир Волков в Мордовии, Валерий Радаев в Саратовской,  Евгений Савченко в Белгородской области и Сергей Жвачкин в Томской области). И, наконец, седьмая группа – управленцы с опытом работы в федеральных структурах, готовящиеся баллотироваться на второй срок (Евгений Куйвашев в Свердловской области)

По степени внутриэлитной напряжённости субъекты, где предстоящей осенью «обновится» власть, также можно разделить на несколько групп, отмечает ИА «Regnum». Бурятию авторы аналитического доклада отнесли к числу самых «сложных» регионов с влиятельными, независимыми от губернатора элитными группами и заметным уровнем протестных настроений.

- Как правило, перестановки в губернаторском корпусе ведут к снижению внутриэлитной напряжённости в соответствующих регионах. Однако в ряде российских субъектов до официального старта избирательной кампании интенсивность внутриэлитных конфликтов может увеличиться. К ним можно отнести Бурятию, Ярославскую и Кировскую области. Стоит отметить также Свердловскую область, где можно ожидать быстрые и неожиданные ходы представителей региональных элит – и в рамках избирательной кампании, и в процессе торга этих игроков с областной администрацией, – отмечается в исследовании.

Острожный подход

ИА «Regnum» выделяет три наиболее распространённых сценария кадровой политики глав регионов, выходящих на губернаторские выборы. Первый – осторожный подход, когда новый руководитель региона не спешит к масштабному обновлению правительства. В качестве примера приводятся Рязанская область, где врио губернатора Николай Любимов заявил, что не имеет вопросов к команде предшественника. Близкая ситуация, по мнению специалистов, сложилась и в Бурятии.

- Алексей Цыденов отмечал, что «кардинальной замены в планах нет, у всей (старой) команды есть карт-бланш». Подобная позиция может быть связана и с незначительным личным кадровым резервом новых руководителей, и с неготовностью многих специалистов ехать на работу в проблемные и не самые богатые регионы, – отмечает издание.

Напомним, в марте в интервью «Ъ» Алексей Цыденов и в самом деле заявил, что не намерен кардинально менять состав  республиканского правительства. Он сообщил, что у бывших подчинённых Вячеслава Наговицына есть карт-бланш.

- Все достаточно подготовленные и профессиональные и, думаю, смогут переориентироваться под мои требования. Думаю, что с большей частью команды мы и дальше пойдём, – рассказал и. о. главы Бурятии.

Цыденов не исключил, что будет набирать на вакантные должности управленцев из Москвы, однако заметил, что уговаривать никого не собирается.

- Если человека надо уговаривать, он сюда приедет как на одолжение. А люди, которые своим приездом делают мне одолжение, тут точно не нужны. Лучше тот, кто бежит не быстро, но изо всех сил, чем тот, кто умеет бежать быстро, но идёт пешком, – заявил и.о. главы. – Надо показывать конкретные дела. Полгода (до выборов – прим. ред.) – это и мало и много. За это время можно достаточно много сделать. И такие дела, которые уже за полгода дадут результат, и те, итог которых будет в перспективе. Важно показать, что сентябрём жизнь не заканчивается.

По мнению экспертов, некоторые «кремлёвские назначенцы» (в Карелии, Ярославской и Кировской областях) стремятся к масштабному обновлению с привлечением кадров со стороны. Третьи же при этом пытаются найти компромисс с региональными элитами.

- Такая ситуация сложилась, например, в Пермском крае и Севастополе, где в правительство вошли люди как принадлежащие к собственной команде врио губернатора, так и связанные с местными влиятельными игроками, – пишет ИА «Regnum».

Экономические приоритеты

В исследовании отмечается, что большинство врио губернаторов имеют серьёзный опыт работы на федеральном уровне, что повышает шансы на привлечение инвестиций в их регионы. Кроме того, стоит учесть, что не все перспективные проекты могут быть презентованы публично в первые месяцы работы новых руководителей.

- Первые проекты, обозначенные новыми губернаторами-технократами, как правило, связаны с привлечением средств в АПК и рекреационную сферу. Так, Алексей Цыденов заявил о развитии туризма в особой экономической зоне «Байкальская гавань» за счёт туроператоров из КНР, – подчёркивают авторы доклада.

Кроме того, Цыденов говорил о необходимости пересмотреть принципы субсидирования сельского хозяйства.  

- По сути, это отрасли, в наибольшей степени зависимые от поддержки властей. Подобные  инициативы могут иметь и политическое значение – как важный инструмент диалога с местными элитами, – отмечает издание.

Усиление критики

Отметим, по мнению большинства политологов, основная борьба на предстоящих выборах развернётся между Алексеем Цыденовым и лидером бурятских коммунистов, сентором  от Иркутской области Вячеславом Мархаевым. Первого эксперты и ряд СМИ называли фаворитом предвыборной гонки ещё со дня его назначения. Мархаев подтвердил готовность побороться за кресло главы региона на пресс-конференции в феврале – если соответствующее решение примут его сторонники. На днях стало известно, что официальное выдвижение председателя БРО КПРФ произойдёт на конференции партии в июне.

ИА «Regnum» констатирует: Бурятия относится к территориям,  где отношения и. о. главы  и оппозиции остаются прохладными, поскольку последняя имеет серьёзную поддержку внешних игроков, к коим относят и власти соседнего Приангарья. 

- Вячеслав  Мархаев тесно связан с руководством Иркутской области, которую и представляет в Совете Федерации. Коммунисты в этой республике стали чаще подвергать критике Алексея Цыденова. Во-вторых, подобная тенденция прослеживается в регионах, где губернаторские выборы совмещены с важными муниципальными кампаниями и оппозиция стремится мобилизовать протестный электорат, критикуя главу субъекта, – говорится в публикации.

Кроме того, аналитики предрекают большую вероятность роста политической напряжённости в Бурятии по мере приближения предвыборной кампании. Уже сегодня критика по отношению к «временному» руководителю региона со стороны «красных» усилилась.

- Например, в ходе встречи с дальнобойщиками, протестующими против внедрения «Платона», Вячеслав  Мархаев назвал Цыденова одним из кураторов введения этой системы. Увеличилось и число негативных публикаций против врио главы Бурятии в ряде иркутских СМИ. В случае допуска Мархаева к выборам кампания может быть достаточно напряжённой для врио главы, – предполагает ИА «Regnum». – В этих условиях Цыденов, вероятно, будет проводить осторожную политику для укрепления позиций в республике. Во-первых, уже предприняты шаги, чтобы успокоить старые элиты и наладить с ними конструктивное взаимодействие. Это  назначение членом Совета Федерации Татьяны Мантатовой, кандидатура которой называлась на данный пост ещё при предыдущем главе республики – Вячеславе Наговицыне. Во-вторых, может  активизироваться налаживание диалога с руководством соседних регионов, в том числе Иркутской области. Третий шаг –  работа по наиболее резонансным проблемам республики.

Напомним, спустя месяц после смены власти в пяти российских субъектах специалисты фонда «Петербургская политика» подвели первые итоги работы Алексея Цыденова и остальных «ставленников» Путина и даже вывели некие общие тенденции. По мнению экспертов, все они получают серьёзную поддержку на федеральном уровне и активно выступают в СМИ. Правда, и то, и другое связано с «новоназначенностью» политиков на постах, рассказал РБК глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов.

- Есть настрой на большую публичность, что вполне естественно: до выборов мало времени, а известность накапливается в сегодняшних российских реалиях очень медленно, – пояснил он. – Также ни у кого из них не было публичного «растаптывания» опыта предшественника.

Виноградов подчеркнул:  во всех регионах, где сменились губернаторы, рейтинги власти были более или менее низкими. А потому одной из задач новых руководителей стало избавиться от негативной оценки работы своих предшественников. 

Наблюдения экспертов также показывают, что сегодня и.о. главы Бурятии пытается дистанцироваться от Вячеслава Наговицына. И специалисты считают такую стратегию верной, поскольку доверие жителей к «временному» руководителю региона может подорвать команда его предшественника.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях