В 2015 году бурятский режиссёр и постановщик трюков Солбон Лыгденов приступил к съёмкам своей новой картины под названием «321-я Сибирская». Идея создания фильма об участии и подвиге сибиряков в Великой Отечественной войне на Сталинградском фронте вынашивалась создателем проекта несколько лет. С момента старта съёмок команда «321-й» побывала и поработала в разных регионах России, в том числе и в Забайкалье, о чём уже писала газета «Экстра» в августе 2016 года.
Накануне празднования 9 мая корреспондент издания решил вновь побеседовать с автором ленты, чтобы узнать у него, как продвигаются съёмки и когда зрители увидят премьеру.
«Надо рвать и метать»
- Солбон Дондокович, оцените степень готовности фильма на сегодняшний день?
- На данный момент отснято около 30% от необходимого нам материала. С тех пор, как мы с вами разговаривали летом 2016-го, продолжается подготовка ко второму этапу съёмок. Признаюсь, всё очень сложно даётся при наших современных реалиях.
- Помню, вы планировали задействовать для своего фильма несколько локаций в Забайкалье, например, полигон Цугол, а также бывшие военные городки в посёлках Степь и Безречная. Проводили кастинги в Чите, отбирали массовку. Съёмки в крае ещё остаются в планах?
- Конечно же, мы возлагаем надежды на Забайкалье. Команда у нас в Чите хорошая, мобильная и очень активная. Очень надеемся, что в этот летний период мы освоим все выбранные объекты по краю. К слову, впереди у нас ещё много объектов и мест, где предстоит поработать, но конкретизировать пока не буду.
- Успеете завершить работу над фильмом в этом году?
- К сожалению, нет, очень многое не успеваем. Главное другое - 2018-й в нашей стране официально объявлен юбилейным годом победы в Сталинградской битве и будет праздноваться всенародно. Именно к этому празднику мы и постараемся приурочить нашу премьеру.
- Не так давно некоторые СМИ рассказали историю четверых актёров из Германии, которым якобы задолжали денег за съёмки в картине «321-я Сибирская», где они сыграли немецких солдат. Правда ли, что проект сейчас испытывает финансовые трудности?
- Такие проблемы имеют место. С финансированием у нас очень туго. Оно и понятно, ведь нас не поддерживают федеральные фонды, а фильм снимается в основном на народные средства. И, поверьте, речь идёт не о больших суммах. Плюс в прошлом году при помощи чиновников республики Бурятия мы смогли привлечь внебюджетные средства на 10 миллионов рублей. Так мы и сняли первый этап проекта. Для производства это очень маленькие деньги и, соответственно, их ни на что не хватило, в том числе и на гонорары немецким актёрам. Но мы не отказываемся от своих обязательств, просто нужно время, мы оказались сегодня в затруднительном положении. Об этом можно бесконечно плакаться, но надо идти, работать, бегать, скакать, рвать и метать. И если у людей кругом нет веры, то не стоит из-за этого отчаиваться. Лично я верю в наш проект и не позволю всему этому разрушиться.
«Фильм я делаю не для себя»
- Не боитесь ли вы, что из-за подобных финансовых проволочек и связанной с этим нервотрёпки фильм потеряет свою глубину и статус национального фильма России, или всё остаётся в том же ключе, как и задумывалось изначально?
- Скажу по собственному опыту, что без таких вот сложностей в нашем деле ничего не бывает. Но всегда в любом деле должен быть некий баланс, а все испытания - это как проверка на крепость - «А хватит ли сил выстоять?». Всегда в такой ситуации вспоминаю подвиг наших дедов и отцов. Я много ходил по степям Придонья, пытаясь осознать и прочувствовать, сколько же всего они выдержали, прошли самый страшный ад за всю историю человечества. И по сравнению с этим наши проблемы - ничто. Для нас всех, кто причастен к проекту «321-я Сибирская», это великий долг, через который мы хотим отдать дань уважения нашим храбрым предкам, воздать им почести. Такая мотивация сильно вдохновляет.
- Что нашим читателям ждать от фильма «321-я Сибирская»? И нужна ли ещё какая-то помощь создателям этой масштабной картины про воинов-сибиряков?
- Тут, как говорится, нужно не ждать, а принимать максимальное участие в проекте, всячески поддерживать его. Уже идёт второй год, как мы приступили к работе, и что только за это время ни предпринимали, какие только мероприятия не проводили во многих российских городах, в том числе Улан-Удэ, Волгограде, Чите, Иркутске, подключали к освещению проекта СМИ. А в конечном итоге люди сегодня массово обсуждают только негативную информацию, которая появилась вокруг картины, в частности, после той же истории с зарплатами немецких актёров.
Это плохо, современный мир стал таким, что всё интересное - это негативное. Людям же надо быть активнее в другом, а, главное, позитивнее в своём восприятии жизни. Нужно верить в лучшее.
Конечно, я не могу вот так махом всех объять и заставить думать именно так. Свободное время, свободные люди. Главное, должно быть понимание, что фильм я делаю не для себя, а для подрастающего поколения, для тех, кто в будущем станет сильнее, умнее, добрее. Для тех, кто поверит в свои силы и никогда ничего не испугается, сделает процветающей свою малую родину, будет максимально полезен для всей страны. И если поколение Великой Отечественной войны победило нацистскую Германию, то новое поколение должно победить главного врага нашего времени - это безнравственное, безликое, безграмотное и лишённое души состояние общества.
- К слову о Победе, как ваша команда и вы собираетесь праздновать 9 Мая?
- Отпразднуем скромно, в работе, в подготовке к новому этапу съёмок. Да, и обязательно примем участие в шествии «Бессмертного полка», к чему призываем и всех ваших читателей. С праздником Великой Победы, уважаемые забайкальцы, помните о великих подвигах и обязательно верьте только в хорошее!