Серебряная стрела
2231

Как в Бурятии продвигают местных производителей в интернете

Предприниматель мечтает сделать Бурятию успешным регионом

Создатель сайта «Сделано в Бурятии онлайн» точно знает, что в республике люди вкладывают в свое дело душу, а потому все, что произведено на ее территории - от меда до программного обеспечения, будет принято широкой общественностью «на ура». Нужно только этому немного помочь.

Несколько лет назад в Бурятии стартовал большой республиканский проект «Сделано в Бурятии». Он был призван продвигать товары и услуги местных производителей среди потребителей внутреннего рынка. Иван Лесник, в ту пору уже состоявшийся предприниматель, увидел в этом начинании большие перспективы для региона, но уже в масштабах, выходящих за географические границы и на современный лад – в интернете.

- К этому моменту я уже прошел этап взращивания своих первых компаний - по созданию сайтов, компьютерных клубов, internet-проектов. Тогда и получил хороший опыт в различных тонкостях не только бизнес-процессов, но и интернет-индустрии. А потому в силах был уверен, имел представление, как это может выглядеть. Хотя, честно признаться, вначале проект «Сделано в Бурятии онлайн» выглядел волонтерским начинанием, ибо фундаментом являлось желание помочь региону в развитии без личных финансовых «хотелок», - признается Иван Лесник.

Вынашивая идею почти два месяца, вырисовывая отдельные элементы будущего сайта на бумаге, выстраивая его структуру, Иван однажды просто сел за компьютер и приступил к делу. На реализацию базовой задумки у него ушло в общей сложности не больше трех дней. Конечно, это только первая часть. Но так или иначе в апреле 2016 года он зарегистрировал домен www.madeinbur.ru, который открывал перед бурятскими предпринимателями двери в онлайн-мир.

Быстрый рост

Примерно через три месяца предприниматель получил одобрение, поддержку и рекомендации от Министерства промышленности и торговли Бурятии, районных администраций республики. Весь этот срок длиною в квартал был периодом становления проекта. Он изменялся два раза внешне и один раз внутри. Менялся подход к взаимодействию с компаниями на сайте, изменялось расположение элементов, добавлялся функционал. И вот уже через пару-тройку месяцев проект выходит на первые строчки в самых популярных поисковых системах по всей России. Посещаемость в сутки достигала 1200 человек целевой аудитории. При этом из Бурятии было всего 24% посетителей, а значит, местными товарами и событиями заинтересовались жители и бизнесмены других городов.

- Если говорить о том, почему я не развиваю те бизнес-направления, что уже имеются, то я вам отвечу так: примерно каждые три года я переключаюсь на что-то новое. Причина проста – все тонкости и загадки бизнес-направления изучены, вся система выстроена и работает как часы. Что тут еще остается делать? Ищешь себе новую головоломку. Иногда готовый бизнес передается новому толковому хозяину, иногда работает в фоновом режиме. Хотя есть один элемент этого ребуса, который сильно влияет на работу предприятия. Догадываетесь, о чем я говорю? - подводит нас к новой теме предприниматель.

Люди и никто больше!

Как считает Иван Сергеевич, на первом месте в любом бизнесе должен быть персонал – это самый главный капитал компании.

- Ведь неважно, сколько в компании столов, калькуляторов, карандашей. Нет людей – нет компании. Сейчас над проектом «Сделано в Бурятии онлайн» работают четыре человека, из которых двое на фрилансе, один в штате, плюс я. Правда, в последнее время все больше в разъездах, - говорит предприниматель.

По словам руководителя, для успеха предприятия важно соответствовать реальности. Автоматизация предприятия для любого управленца всегда была важным элементом систематизации деятельности. Но если автоматизация происходит из соображений снизить производственные издержки за счет сотрудников, то это некорректно. Автоматизация должна иметь место при желании ускорить бизнес-процессы, снизить влияние человеческого фактора, разгрузить специалистов и прочее, что ведет к появлению конкурентных преимуществ.

- Почему так мало сотрудников работают над проектом, спросите вы. Потому что это интернет, это программный код – здесь все работает так, как вы настроите. На 90% автоматически. Вот когда будем расширяться, там подумаем. Но цифры автоматизации подобного вида деятельности не будут сильно меняться. Вероятно, поэтому и текучки у нас нет. (Смеется.) Это вообще слово не из моего лексикона, потому что имеет некий негативный окрас. Есть нормальное движение кадров. Для каждой сферы деятельности темп свой. Более того, для каждой должности норма продолжительности работы своя. Скажем, руководящий персонал, например коммерческий директор, трудоустроен на одном месте от пяти и более лет, средний, например маркетолог, - от трех лет, продавец – от полугода. Так что если у вас текучка, а не естественное движение, то у вас проблемы, - делится опытом предприниматель.

О какой конкуренции речь, если в крови «голубые океаны»?

В интернете пока еще не существует конкурентов, способных подвинуть этот проект, считает бизнесмен. «Сделано в Бурятии онлайн» ориентирован на внешний рынок, чтобы локальные производители могли продвигать свой товар не только внутри региона, но и выходить на новые географические рынки. Помимо этого, стремление руководства все максимально автоматизировать позволило внедрить массу интересных фишек. Так, например, бизнес-новости, пресс-релизы компании и госструктуры могут публиковать самостоятельно и бесплатно, равно как и общение в бизнес-форуме и в разделе «Мероприятия».

- Знаете, тут недавно решил прочитать рецензию на теорию «голубых океанов». Ранее слышал что-то про сие, но не вникал. А оказывается, что всю сознательную жизнь так происходило, что любое дело я организовывал по аналогии с тем, как объясняется в этой теории. Не надо пытаться отбиться от конкурентов, не надо переманивать у них клиентов. Просто создайте ту нишу, где вам будет комфортно, где клиенты будут к вам приходить за уникальностью вашего предложения. Такой подход ускоряет рост вашей компании, делает ее жизнеспособной, стабильной, а продукт ее деятельности востребованным. Делайте, как вы чувствуете,  вкладывайте душу, но с учетом правил экономики. Уверяю, оное возможно в любой деятельности, даже когда кажется, что все идеи растащили, - не сомневается Иван.

Одна из последних фишек, которая была внедрена на сайте и ждет своего часа популярности, – раздел в «Бизнес-форуме» «Задай вопрос министерству». Здесь каждый предприниматель может обратиться прямо к Министерству промышленности и торговли РБ и получить развернутый  ответ онлайн в более короткие сроки, чем общепринято. Это поможет создать информационную базу частых вопросов, оперативно решать возникающие проблемы, обмениваться опытом.

Бизнес-кредо и планы

Сейчас в планы интернет-проекта «Сделано в Бурятии онлайн» входит два направления. Первое – это продвижение в разные регионы, тиражирование успешного с технической точки зрения проекта. На этот счет уже поступали предложения из двух регионов. Второе – это поработать над успеваемостью региона. Если обратить взор на статистические данные, которые собирал и обрабатывал для своих семинаров Иван, то, действительно, можно несколько удивиться.

- Когда я готовился к летним бизнес-семинарам в 2016 году, то подбирал темы, о которых стоит говорить. Однако собранная информация оказалась неготовой для восприятия по одной простой причине: согласно опросу, проводимому Росстатом, я обнаружил, что среди огромного пласта общества, кто не пользуется в республике интернетом, 47% считают, что он им не нужен, а 31% недостает навыков. Стало понятно, что нужно говорить не о том, как пользоваться видеоконференцией или облачными технологиями, а что люди в принципе получат доступ к ним и еще тысячам инструментов, что это облегчит их жизнь, сделает их бизнес успешнее и т.д., - отмечает Иван Лесник.

То есть одна из задач – это проведение мероприятий по повышению общей интернет-грамотности.

Выгодно ли делать бизнес?

Каждое начинание Иван Лесник воспринимает как самостоятельный стартап. Для запуска проекта и его процветания было вложено больше сил и знаний, чем денег и материальных ценностей. Впрочем, по словам создателя сайта, так должно быть с любым бизнесом.

- Я не сторонник вкладывать средства одного бизнес-направления для развития другого. Это совершенно неправильно. Оно либо выживет за счет своей востребованности, либо нет. Согласен, что есть бизнес-детище, являющееся закономерным продолжением своего прародителя, но «ставить его на ноги» за счет «де-факто» денег другой компании – некорректно. Я говорю сейчас не о деталях, а о сути вещей, - рассказывает о деле и продолжает размышление Иван: - Равно и с интернет-проектом «Сделано в Бурятии онлайн». Он создается с нуля. Я вкладываю в него собственные силы, собственные деньги, время – что самое ценное. Я не скажу, что он сейчас окупается, но усматриваю в нем перспективы. В последнее время к интернет-проекту проявляется качественный интерес. Скажем так, пик новаторства всей этой республиканской задумки «Сделано в Бурятии» прошел и начинается постепенное его обхаживание, взвешивание, прощупывание. Вижу это по количеству звонков, писем, сути разговоров, даже по настроению чувствую. Поэтому про финансовую сторону пока говорить рано. Да и проект пока является стартапом с нотками добровольного начала. Кстати, какое мы там кредо-то сформулировали?

«Что касается бизнес-кредо… Вы знаете, у меня есть внутреннее состояние, сопровождающее меня всю жизнь. Если я вижу, что можно что-то улучшить на благо общества, то это нужно обязательно сделать. Это даже свербить начинает. Если ощущаешь что-то полезное и видишь, что это и тебе принесет пользу, то зерно прорастает в мысль и заражает все сознание. Начинаешь делать. Даже если окружающие не верят в успех, даже если немного потеряешь где-то. Просто будь уверен, что все получится, -  похоже, вот и бизнес-кредо сформулировалось. А прибыль не должна быть самоцелью. Прибыль – это то, что должно быть обязательным сопутствующим элементом», - размышляет руководитель сайта.

Для запуска бизнеса вложено: 200 - 250 тыс. рублей

Окупаемость: через год выйдем на хорошую прибыль

За размещение на сайте производители оплачивают 100 рублей за один товар. При оплате за три месяца стоимость уменьшается до 70 рублей за один товар.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях