Село
921

Александр Попов: Развитие сельского хозяйства невозможно без вовлечения в оборот земель сельхозназначения

На минувшей сессии Народного Хурала был утверждён Отчёт о работе Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку

Председатель Комитета Александр Попов рассказал о том, что было сделано с начала работы пятого созыва республиканского парламента.

- Александр Петрович, какие направления курирует ваш комитет? Каковы основные направления работы депутатов?

- Начать хочу с того, что в состав комитета сегодня входит шесть  депутатов. Мы отвечаем за законотворчество и анализ хода исполнения законов в таких отраслях, как агропромышленный комплекс, земельные отношения, потребительский рынок, животный мир. Так, на сессиях Народного Хурала пятого созыва был принят 61 закон. Из них 23 – в сфере земельных отношений, 12 – аграрной политики, 17 – потребительского рынка, 9 – животного мира. А также 18 постановлений.

Кроме того, Народный Хурал обладает правом законодательной инициативы на федеральном  уровне. Комитетом было подготовлено три  проекта федеральных законов. Они были внесены в Государственную Думу, на пленарных заседаниях эти инициативы представляли депутаты нашего комитета.    

Что касается взаимодействия комитета с законодательными органами, то нужно отметить следующее. К сожалению, не во всех случаях мы находим понимание проблем регионального значения в Государственной Думе. Так, например, ещё три года назад в рамках парламентских слушаний по развитию рыбохозяйственного комплекса России мы поднимали вопрос о необходимости решения вопросов осуществления рыболовства в озере Байкал, недостаточном финансировании работ по искусственному воспроизводству, снижении численности нерестовых стад омуля. Но, к сожалению,  не нашли достаточного понимания этих проблем, в результате сегодня мы стоим на пороге полного моратория на промышленное рыболовство омуля. Тоже можно сказать и в отношении нашей законодательной инициативы по обороту земель сельскохозяйственного назначения. Профильный комитет Государственной Думы не поддержал этот проект.      

- Депутаты не только разрабатывают и принимают законы, но и следят за их исполнением. Как осуществлялся депутатский контроль?    

- Для осуществления контрольных функций есть отлаженные механизмы. Это заседания Совета Народного Хурала, «правительственный час» во время сессии парламента, заслушивание отчётов на заседаниях, депутатские запросы. Совет Народного Хурала рассмотрел шесть вопросов, подготовленных комитетом. Четыре вопроса обсуждались на сессии в рамках «правительственного часа». Хочу добавить, что за это время было организовано 10 круглых столов, прошли 74 заседания комитета, около 400 рабочих совещаний, в том числе 25 выездных в районах республики.    

-  Депутаты пятого созыва серьёзно поработали над совершенствованием земельного законодательства. Что удалось сделать?    

- Выскажу общее мнение комитета: дальнейшее развитие сельского хозяйства невозможно без вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения. К сожалению, сегодня только 20%  земельных ресурсов вовлечено в оборот. Для решения земельных вопросов мы уточнили отдельные положения республиканского законодательства, касающиеся предоставления земельных участков, в том числе бесплатного. С другой стороны, был регламентирован  порядок изъятия неиспользуемых земель. Всё это направлено на вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель. Чтобы избежать неконтролируемого роста цен на кадастровые работы, были законодательно уточнены максимальные пределы.   

- Отдельной строкой здесь стоит принятие законов о «самовольщиках». Сколько людей смогло узаконить своё жилье?    

- Благодаря принятым Народным Хуралом законам было предоставлено в собственность 1839 земельных участков под самовольно возведёнными жилыми домами. Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации города Улан-Удэ сообщает, что узаконить смогут ещё около тысячи человек. Считаю это хорошим результатом, особенно учитывая, что действие закона долгое время было приостановлено из-за оспаривания его в суде.    

- В условиях санкций на федеральном уровне увеличена господдержка агропромышленного комплекса. Как это сказалось на наших сельчанах?    

- В 2016 году финансирование Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия» из федерального и регионального бюджетов составило 1,2 млрд  рублей, эта же сумма запланирована в 2017 году.    

Благодаря господдержке в 2016 году объём валовой продукции сельского хозяйства составил 19,1 млрд рублей, или 134,5% к уровню 2013 года. К сожалению, увеличение производственных показателей не повлекло за собой устойчивого развития сельских территорий, повышения уровня и качества жизни на селе. Мы считаем, что оказываемых мер господдержки недостаточно для надлежащего обеспечения кадрами агропромышленного комплекса республики, для  закрепления молодых специалистов. Депутаты комитета неоднократно вносили поправки в республиканский бюджет в части выделения средств на единовременные выплаты молодым специалистам. Особого внимания заслуживают проблемы семеноводства и организации племенной службы в республике. По мнению комитета, повышение продуктивности животноводства и растениеводства, улучшение качественного состава сельскохозяйственных животных и культур требуют проведения системной племенной и селекционной работы. Несмотря на то, что эти и многие другие вопросы обсуждаются совместно с Правительством Бурятии в рамках публичных слушаний, круглых столов и других мероприятий сейчас ещё рано говорить о прогрессе в их решении. Но эта работа будет продолжена.    

- Какие ещё законы принимались комитетом в агропромышленном секторе?    

- Были внесены изменения в методику расчёта объёма субвенций на возмещение части затрат по обеспечению прироста объёма произведенного и (или) закупленного молока, переданного на переработку. Эта мера господдержки больше известна как субсидия «на литр сданного молока». Идея поправок – вовлечение в процесс органов местного самоуправления. Это дало результат. В 2015 году объём произведённого и сданного на переработку молока по сравнению с 2014 годом вырос на 378,5 тонны (или на 145,4%). Объём закупа молока у населения увеличен на 1276,7 тонны, или на 151,1%. Только в Кабанском районе эта цифра выросла на 802,8 тонны. В сезон большого молока работают 85 передвижных заготовительных пунктов в 11 районах республики. В Кабанском, Заиграевском и Иволгинском районах есть стационарные пункты.    

Также комитетом проведена работа по усилению административной ответственности за потравы посевов скотом. 

- Развитие сельского хозяйства невозможно без современной ветеринарной службы. Что делается для обеспечения ветеринарно-санитарного благополучия на территории Бурятии?   

- С принятием соответствующего закона решаются вопросы  с оформлением прав собственности на бесхозяйные скотомогильники. Принять их в государственную собственность должно Правительство Бурятии.  Благодаря этому решению  муниципалитеты завершили работу по постановке на учёт бесхозяйных скотомогильников. Теперь дело за Правительством Бурятии.    

Кроме этого, нами были уточнены положения республиканского законодательства в части оказания бесплатных ветеринарных услуг.    

- В последнее время бурно обсуждается проблема бродячих собак. Какое законодательное решение предлагают депутаты?  

- Нами принят закон, передающий полномочия по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных органам местного самоуправления.  

Это позволяет более своевременно и качественно регулировать их численность. По инициативе комитета определена административная ответственность за выгул домашних животных вне специально отведённых мест. Штрафовать будут и за нарушение порядка регистрации домашних животных. Считаю, что наша законодательная база отвечает всем требованиям федерального законодательства. Хотя, безусловно, проблемы с безнадзорными животными остаются, особенно в городских поселениях. Но важно, что вспышек болезней, источниками которых являлись бы бродячие собаки, в Бурятии не было. Полагаю, что в комплексе эти меры приведут к улучшению ситуации.    

- Каковы законодательные новшества в сфере регулирования потребительского рынка?    

- Большое внимание мы уделяли регулированию оборота и уточнению дополнительных ограничений и требований при продаже алкогольной продукции. Определённые результаты достигнуты. Так, оборот алкогольной продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом снизился на 11%. Произошло сокращение потребление алкоголя на душу населения на 10% без учёта пива. Кроме этого, законодательно запрещена продажа безалкогольных тонизирующих напитков или «энергетиков» несовершеннолетним. За нарушение предусмотрена административная ответственность.    

Мы законодательно поддержали торговые сети, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это необходимо для нормальной жизни людей в северных труднодоступных районах Бурятии.    

Кроме этого, хотел бы отметить законы о порядке размещения нестационарных торговых объектов, организации деятельности ярмарок и рынков, обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов.    

- Спасибо за беседу!

Автор: Сергей Александров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях