Российские власти вплотную взялись за спасение «жемчужины Сибири» минувшей осенью. Тогда стало известно о создании программы «Байкал: великое озеро великой страны». Этот проект обсуждался на заседании президиума Совета по стратегическому развитию. Он был инициирован представительством «Деловой России» в Иркутской области и доработан аппаратом Белого дома и аналитическим центром при правительстве России, писал «Коммерсант».
Сообщалось, что цель наработок – объединить все действующие программы по Байкалу с целью «эколого-ориентированного экономического развития» трёх байкальских регионов – Бурятии, Иркутской области и Забайкалья. Как пояснил изданию источник, те, что были разработаны ранее, не согласованы и из-за этого, они, как правило, не дают общего результата.
Инициаторы проекта выступили и с конкретными предложениями. Во-первых, создать в прибрежной зоне и акватории Байкала современную инфраструктуру по сбору и переработке отходов. Во-вторых, провести реконструкцию очистных сооружений близ крупнейших источников загрязнений. А ещё – наладить систему сбора нефтяных разливов и сточных вод для судов, запретить использование моющих средств с фосфатами в прибрежных населённых пунктах и создать на Байкале международный центр прикладных экологических исследований и разработок.
«Байкальская» инициатива предполагала и ряд инфраструктурных проектов – реконструкцию портов, мостов и прочих объектов коммунальной, транспортной и туристической инфраструктуры, а также крупных населённых пунктов в Приангарье и в Бурятии. Разработчики утверждали, что пока программа не требует от федерального центра дополнительного финансирования, поскольку речь идёт о переформатировании и оптимизации действующих механизмов господдержки. Планировалось, что в дальнейшем средства будут привлекаться из региональных бюджетов и в рамках федеральных целевых программ.
В Минприроды выразили готовность поддержать программу, однако ряд сторонних экспертов, опрошенных «Ъ», отметили, что в ней не прописаны механизмы реализации. Авторы также не обосновали конкретные показатели достижения поставленных целей. Специалисты отмечали, что перед запуском нового проекта следует оценить причины провала предыдущих инициатив по развитию региона. В их числе – и неудачное создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
«Я вообще ругаться собрался»
По поручению президента страны Бурятия должна была разработать паспорт новой программы на своей территории. На это отвели три месяца. Заседание рабочей группы, посвящённое обсуждению проекта, состоялось в Иркутске в феврале. Но незадолго до этого выяснилось, что республиканские чиновники его недоработали, чем вызвали недовольство у и. о. главы региона Алексея Цыденова. Он даже собрался отчитать подчинённых, но, увидев, что на встрече присутствуют журналисты, смягчил тон.
- У нас пресса, да? Я вообще ругаться собрался... Будем сдерживаться в выражениях. В программе – четыре раздела: «Сохранение водной среды и биоразнообразия», «Модернизация системы жизнеобеспечения и ликвидация накопленного ущерба», «Бизнес-среда и инфраструктура» и «Туризм: используя потенциал, сохраняем природу». Есть и специальные проекты. Но основных направления четыре, а у нас в республике подготовлено только одно, а три забыли, – заявил Цыденов на встрече с представителями профильных министерств и ведомств.
Как выяснилось, подготовиться на тот момент успело только Минприроды.
- Остальных оно не подключало, и ничего другого не сделано. Времени не осталось совсем, поэтому надо сейчас бегом доделывать, – отметил и. о. главы.
Впрочем, чем закончилась та встреча, остаётся только догадываться: вскоре представителей СМИ попросили покинуть зал.
Сокращение в пользу экологии
В конце апреля СМИ сообщили, что Минприроды России сократило масштабную программу по сохранению озера до одной экологической составляющей, предложив новую редакцию документа под названием «Уникальный Байкал». В него включили исключительно природоохранные мероприятия. При этом изначально новый приоритетный проект позиционировался как комплексный, основанный на принципах устойчивого развития и ориентированный на развитие Байкальской природной территории в целом, напоминает ТАСС.
Глава Минприроды Сергей Донской ранее сообщал, что решение ведомства по изменению концепции развития Байкала «идеологию (проекта) не нарушает». Он пояснил, что первоочередной задачей была подготовка предложений по экологической реабилитации озера. По его словам, специалисты Минприроды «написали, что в высокой степени готовности есть ещё блоки, связанные с туризмом, социально-экономическим развитием и вообще в целом с развитием Байкальской природной территории». Донской добавил: если в министерство поступит поручение от правительства, то социально-экономические разделы в программу вернут.
Что делать населению?
Так или иначе, по поводу сокращения программы уже высказался губернатор соседнего Приангарья Сергей Левченко. Он попросил российского премьера Дмитрия Медведева поддержать полную версию госпроекта по Байкалу.
- Я написал письмо премьер-министру и министру природных ресурсов, чтобы поддержать составленную программу. Над ней очень долго работали многие министерства, ведомства, эксперты. Пока официальной реакции у меня нет, – сообщил Левченко журналистам.
Позицию Иркутской области поддержали также и в Бурятии, где беспокоятся, в частности, о социальном благополучии местного населения в условиях экологических ограничений на Байкальской природной территории, пишет ТАСС. Как отмечала ранее в беседе с изданием председатель комитета по туризму республиканского Минэкономики Баярма Цыдыпова, в паспорт проекта закладывались предложения по строительству туристских кластеров и развитию новых территорий – Баргузинcкого и Курумканского районов, Северобайкальска, лечебного курорта Хакусы, мыса Котельниковский на северо-западном побережье озера. По её словам, в условиях ограничений непонятно, «что делать местному населению, как развивать территории и строить туристскую инфраструктуру».
Опрошенные изданием эксперты сошлись во мнении, что при финансировании исключительно природоохранных мероприятий на берегу озера бюджетные средства будут «освоены», а Байкал – одна из визитных карточек России – так и останется в неприглядном виде. Кроме того, рост потока туристов без развития соответствующей инфраструктуры уже сейчас приводит к сильнейшей антропогенной нагрузке на заповедные территории Прибайкалья. Иркутский эколог, руководитель фонда «Возрождение земли Сибирской» Елена Творогова отмечает: в ближайшие годы без строительства специальных троп и переориентации турпотоков c особо охраняемых природных территорий на Байкале под угрозой исчезновения может оказаться целый ряд эндемиков.