«Мир сам себя не умеет лечить: он настолько нетерпелив ко всему, что его мучает, что помышляет только о том, как бы поскорее отделаться от недуга, не считаясь с ценой, которую необходимо за это платить» (Мишель Монтень)
Аутизм: от Каннера к Аспергера
Мое практическое знакомство с аутизмом было, как гром среди ясного неба. В теории я знал, что это заболевание или, вернее, нарушение в развитии ребенка является неизлечимым. Но встречалось оно тогда относительно редко. И, как считалось, вероятнее всего, связано или с передачей по наследству, или же могло развиться из синдрома «госпитализма» при раннем отделении ребенка от матери, а так же при холодном без эмоциональной поддержки и любви отношении матери к новорожденному.
В то время я действительно считал, что это так и есть. И мысль о том, что мой ребенок окажется аутистом, даже не приходила ко мне в голову тогда, в далеком 2005 году, в год рождения моего сына Дениса.
Через три года после рождения сыну поставили диагноз "РДА". С того времени и начинается эта история борьбы или, скажем, упорного, со срывами, поражениями и победами, движения - от синдрома Каннера к синдрому Аспергера. От тяжелой классической формы аутизма к её более легкой форме.
При всех наших усилиях и стараниях по обучению и воспитанию ребенка к 12 годам мы хоть и продвинулись, но не настолько, чтобы сказать, что проблемы в поведении ребенка скорректированы. Разговорная речь так и не появилась. Хотя простые слова он говорит, но не предложениями.
Аутизм - это тяжелая форма нарушения психического развития человека. Она затрагивает практически все сферы его развития, формирование которых происходит именно в первые годы жизни.
Он включает в себя:
а) Нарушение когнитивных процессов развития, в первую очередь, выработку произвольного внимания и развитие речи - это влечет за собой отставание в умственном развитии, как следствие отсутствия речевого развития. Без формирования речи не может полноценно развиваться мышление.
б) Нарушение формирования аффективной сферы - эмоциональная разбалансированность ребенка, неспособность правильно воспринимать эмоции других людей - ведет к задержке в формировании эмпатии. Не понимая, как правильно эмоционально реагировать на окружающий мир, ребенок становится замкнутым и погружается в свой мир, это приводит к отсутствию у ребенка социальных эмоций.
в) Нарушение мотивационной сферы - отсутствие внутреннего побуждения к тому или иному виду активности, кроме физиологических потребностей, а иногда и частичное отсутствие некоторых из них - ведет к механичности поведения, частым повторам однообразных бессмысленных движений. Вырабатывается отсутствие потребности в общении.
г) Отсутствие формирования "Я-концепции" приводит к тому, что не формируется самосознание ребенка и самооценка себя в окружающей среде. Ребенок не развивается как личность. В результате не происходит социальной адаптации.
В настоящее время события развиваются так, что общий объем нагрузки в обучении Дениса достиг 8 часов в день с небольшими перерывами. Естественно, пришли мы к этому постепенно. Начинали с 2 часов в день с выходными днями в субботу и воскресенье. А сейчас в единственный выходной день – воскресенье, занятия длятся 2-3 часа.
Результат работы - явный прогресс в поведении сына, в его интеллектуальном и эмоциональном развитии. Об этом я более подробно расскажу в другой статье. Замечу только, что с диагнозом РДА очень сложно станцевать латинский танец ча-ча-ча или самбу, так, чтобы ни у кого из наблюдающих не возникло ощущения, что перед ними - ребенок с тяжелым нарушением когнитивной и эмоциональной сферы развития.
Несмотря на трудности взаимодействия с окружающим миром, Денис выходит на публику и танцует сложный для него танец вполне успешно. Кроме того, наравне со сверстниками, играющими на фортепиано, упорно учится и играет не хуже других. Естественно, это вызывает во мне чувство гордости за сына, который ежедневно работая над собой и получая знания от учителей, прилагает огромные усилия для коррекции и сведения к минимуму своего негативного поведения, связанного с тем недугом, которым по каким-то причинам он страдает.
Сейчас в интернете есть уйма информации о таких детях, способах коррекции их поведения, есть рассказы самих аутичных людей, которые сами перенесли и в какой-то мере сумели справиться с этим расстройством, частично или полностью социализировались и нашли свой путь для жизни в обществе. Все это интересно и насущно для нас, родителей таких детей, которые заинтересованы в том, чтобы их дети смогли приспособиться к самостоятельной жизни.
Что для этого нужно сделать и как поступить? Как вовремя отреагировать и не упустить тот важный период в формировании психики ребенка, когда требуется интенсивно его обучать, чтобы в дальнейшем не оказаться на обочине жизни, упустив драгоценное время? Когда ребенок может и готов учиться и меняться, преодолевая свой недуг? Как сделать так, чтобы он не стал никому ненужной обузой с неадекватным поведением, причиняющим боль окружающим его людям? Какие есть способы обучения и коррекции, и подходят ли они для воспитания именно моего ребенка? Что было удачным решением, а что мы упустили? Что можно исправить, а что уже не исправить никогда?
Для того, чтобы это понять, и чтобы другие родители могли вовремя сделать правильные выводы, я решил рассказать, что мы делали и собираемся делать для своего сына.
дети
2441
Аутизм: от Каннера к Аспергера
Я Лозовой Владимир Сергеевич, психолог-консультант. Сегодня я расскажу о ребенке с РДА. О том, как и при каких условиях он способен бороться со своим недугом